Метапредметные результаты: основные пути их достижения и деятельностная основа их применения

14 августа 2013 - Паневина

Метапредметные результаты: основные пути их достижения и деятельностная основа их применения.

Паневина Г.Н., зав.кафедрой ТиМО ХК ИРО, к.п.н.

ФГОС ОО определяют в  требованиях к результатам освоения ООП помимо предметных результатов новую группу метапредметных образовательных результатов.  К появлению данных требований в новых стандартах многие педагоги оказались неготовыми. Поэтому неслучайно, кафедра ТиМО ХК ИРО  взялась за разработку проекта «Научно-методическое сопровождение педагогов края по работе над достижением школьниками метапредметных результатов».

Часто учителя ошибочно совмещают понятия метапредметные результаты и межпредметные связи и общеучебные умения. Несомненно, в составе метапредметных результатов присутствуют общеучебные умения, формируемые на различных уроках и внеурочных занятиях, что объясняется таким качеством их как универсальность. Но они составляют только часть метапредметных результатов, которые поднимают их из межпредметности в надпредметность. Кроме того, они находят свое применение не только в школьных предметах и внеурочной деятельности, но и что самое важное, используются в повседневной жизни, составляют основу успешной деятельности.  

Концепция ФГОС ОО метапредметные результаты обозначает как  освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Разработчики стандартов нового поколения вкладывают в содержание метапредметных результатов, прежде всего, сформированную способность использования межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных) в учебной, познавательной и социальной практике. В начальной школе УУД должны обеспечить овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и метапредметными понятиями. В основной школе добавляются: самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности  и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории. В старшей школе дополняется овладением навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

В таблице приложения 1 представлены выдержки из стандарта по содержанию требований к метапредметным результатам, демонстрирующие преемственность начальной, основной и старшей школы. Для достижения метапредметных результатов в содержание основной образовательной программы образовательного учреждения включены четыре междисциплинарные программы – «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ - компетенции обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом».   

Междисциплинарные программы аккумулируют в себе содержание работы всех педагогов образовательного учреждения, организующих как урочную, так и внеурочную деятельность. В этом заключается, с одной стороны,  сложность в достижении планируемых метапредметных результатов, а  с другой стороны, легкость. Все зависит от согласованности действий всех педагогов. Выявление особенностей конкретных учебного предмета, отдельных его курсов на протяжении, например, основной школы для формирования универсальных учебных действий, учебно-исследовательской и проектной деятельности, ИКТ - компетентности учащихся, основ смыслового чтения и работы с текстом является актуальной задачей учителя и преподавателя элективного курса. 

Предлагаем обсудить возможности научно-методического сопровождения педагога в выявлении этих особенностей, организации учебного занятия, формулировании заданий, обеспечивающих достижение метапредметных результатов.

Литература:

1.     Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. М.: Просвещение, 2008.

2.     Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. -342 с.

3.     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.- 31 с.

4.     Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2011.- 48 с.

5.     Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. М.: Просвещение, 2013.- 63 с.


 


Приложение 1

Требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы

 

Начальная школа

Основная школа

Старшая школа

 

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;

 

 

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения

 

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,

самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;

выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

 

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха

корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

 

 

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения свои действия;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

 

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных  связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,  умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

 

 

использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

 

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

смысловое чтение

 

готовность слушать собеседника и вести диалог;

готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

готовность конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

определение общей цели и путей ее достижения;

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

умение продуктивно общаться и в процессе  совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

 

излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение планирования и регуляции своей деятельности;

 
 

активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсоснабжения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

 

умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета

 

 

продолжение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

 

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе,  умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать  (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета

владение устной и письменной речью, монологической и контекстной речью

готовность и способность к самостоятельной информационно-ответственной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

 

 

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного предмета

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации

умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

 

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

 

 

 

 

 

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий