Изучение темы "Глагол" в режиме КСО. 4 класс

15 июля 2013 -

Управление образованием Павлодарской области

Институт повышения квалификации педагогических кадров

Кабинет методологии и развития инновационных процессов

 

Конкурсная работа

Девиз конкурса:

 «Создание пособия – первый шаг на пути творчества»

 

 

 

 

 

 

 

Сыздыкова А.Б., г.Аксу, СШ №7,

 

 

 

 

Русский язык. 4 класс

 

«Глагол»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Дидактическое пособие содержит учебный материал по русскому языку по блоку «Глагол. 4 класс» для организации коллективных учебных занятий (КСО). Учебное занятие предполагает способ «погружения» в учебный предмет с использованием методик по управлению развитием продуктивного мышления: методики взаимообмена заданий (В03), методики Ривина-Баженова, методики взаимотренажа (МТ). Изучение нового материала происходит в парах сменного состава по определенному алгоритму методики ВОЗ: учащиеся «запускаются» учителем каждый в свой способ решения типовых заданий, затем в самостоятельной деятельности осваивают каждый свой способ, и затем по определенному алгоритму обучают друг друга. Осмысление и усвоение учебного материала происходит по другим методикам.

 

4 класс

Раздел: «Глагол».

 

Стандарт раздела:

Обязательный

уровень

Базовый

уровень

Компетентности

Самоменед-жмент

Информа-

ционная

Коммуни-

кативная

Знать глагол как часть речи. Уметь характеризовать глагол, определять синтаксическую функцию. Правильно писать безударные личные окончания глаголов I и II спряжения, глаголы на –тся и –ться, частицу не с глаголами. 

Знать вопросы и значения глагола. Иметь понятие о неопределенной форме глагола. Изменять глагол по лицам и числам, временам.

Определяет и выстраивает в логической последовательности шаги по решению задач.

 

Делит информацию на известную и неизвестную.

- получает информацию от человека, задавая вопросы.

Воспринимает основное содержание в фактической информации в диалоге. Работает с вопросами на уточнении и понимании.

 

 

 

 

 

 

Цель:

1. Способствовать формированию знаний о глаголе как части речи.

2. Способствовать развитию умения определять и выстраивать последовательность шагов по выполнению типовых заданий.

3. Содействовать воспитанию умения работать в паре, умения анализировать свою деятельность и деятельность партнера по самостоятельно составленным алгоритмам.

Контрольная работа.

Цель: проверить знания и умения по теме «Глагол».

1. Правописание суффиксов и окончаний глаголов в прошедшем времени

2. Правописание –тся и –ться

3. Не с глаголами

4. Знать спряжение глаголов в настоящем и будущем времени

5. Умение определять спряжение глаголов

6. Умение правильно писать безударные личные окончания глаголов I и II спряжения

7. Характеризовать глагол как часть речи.      

 

1. Образуй от существительных глаголы:

Свет, лень, письмо, игра.

2. Поставь глаголы в неопределенную форму:

Ласкает, несу, дышал, смотрю.

3. Определи время глагола:

Протекает, выучишь, появилось, задумать.

4. Определи вид глагола:

Посмотрел, бежит, шумят, слететь.

5. Измени глаголы по временам:

Спать, заснуть.

6. Поставь правильно суффиксы в прошедшем времени и проверь:

Обид…л, кле…л, вид…л, нач…л. стро…л.

7. Проспрягай глагол в настоящем времени:

Дарить

8.Поставь пропущенные буквы. Определи спряжение:

Счита…т, уч…шь, пахн…т, ненавид…шь, вид…шь, зеленее…т.

9. Разбери слова по составу:

Полетела, зашумит, продает, охраняем, неслись.

10. Поставь, где надо ь. Определи время:

Некоторые птицы зимой зарывают(?)ся в снег. Серая куропатка не любит зарыват(?)ся.

11. Раскрой скобки:

Правда в воде (не)тонет, в огне (не)горит.

Скажешь – (не)воротишь, напишешь – (не)сотрешь.

12. Выполни морфологический разбор:

Опоздаешь.

Карточки для работы по методике ВОЗ.

ВОЗ-1

1. Расскажи что такое глагол. Приведи примеры.

Глагол-это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Обозначает действие предмета. Например: летает, писать.

2.Выпиши глаголы.

Дерево, растет, синее, светит, легко, звонить.

 

 

ВОЗ-2

1. Что такое неопределенная форма глагола?

Глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой или инфинитивом. Отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

Например: что делать? брать, говорить, ловить.

                  Что сделать? взять, сказать, поймать

На конце глаголов неопределенной формы пишется –ь ,он сохраняется и в случаях, когда к глаголу прибавляется суффикс –ся (-сь): лечить-лечиться.

Глагол в неопределенной форме имеет суффиксы -ть, -ти, -чь: везти, беречь.

2.Выпиши глаголы в неопределенной форме:

Созрел, отойти, подарит, служить, шумит.        

 

ВОЗ-3

1. Назови виды глагола и вопросы к ним.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы что делать?

Например: писать, читать, учиться.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы что сделать?

Указывают на завершенность действия.

Например: списать, прочитать, выучить.

2. Определи вид глагола.

Красит, зазвенели, торопит, построят.

 

ВОЗ-4

1. Расскажи о настоящем времени глагола.

Глаголы настоящего времени показывают, что действие происходит в данный момент. Например: пишу, рисует, смотришь.

Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам.

          1л.я пишу                             1л.мы пишем

Ед.ч. 2л.ты пишешь         Мн.ч.      2л.вы пишете    

         3л.он пишет                               3л они пишут

2.Поставь глагол в настоящем времени 2 л. ед.ч.: лечил, собирать, нес.      

 

ВОЗ-5

1. Расскажи о прошедшем времени глагола.

Прошедшее время показывает, что действие уже произошло. Глаголы в прошедшем времени имеют суффикс-л. Н-р: шел, бежал. Перед суффиксом –л пишется тот же суффикс, что перед -ть, в неопределенной форме.

     Лаять-лаял, начать-начал., обидеть-обидел.

2. Поставь правильно суффикс перед –л :

Вид...ть - вид…л, се…ть - се...л, слыш…ть - слыш…л.

 

ВОЗ-6

1. Расскажи о будущем времени.

Глагол в будущем времени показывает, что действие будет происходить после момента речи.

Глагол несовершенного вида образует форму будущего сложного времени с помощью глагола быть и неопределенной формы. Н-р: буду играть.

Глагол совершенного вида образует форму будущего простого. Н-р: сыграю.

          1л. я буду играть                      1л. мы будем играть

Ед.ч. 2л. ты будешь играть       Мн.ч. 2л. вы будете играть

         3л. они будут играть                  3л. он будет играть

Будущее простое :

         1л. я сыграю                                     1л. мы сыграем

Ед.ч.2л. ты сыграешь            Мн.ч.         2л. вы сыграете

         3л. он сыграет                                  3л.они сыграют

2. Измени время глаголов (наст., Прош.. буд.). 

   Решать, писать, рисовать, идти, строить.

 

ВОЗ-7

1. Что называется спряжением глагола?

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.

Проспрягаем глагол молчать.

         1л. я молчу                                              1л мы молчим

Ед.ч 2л ты молчишь                                Мн.ч    2л. вы молчите

         3л он молчит                                           3л. они молчат

2. Проспрягай глагол: учить

 

ВОЗ-8

1. Какие личные окончания имеют глагол I спряжения?

Глагол I спр. имеют в настоящем и будущем времени личные окончания: -ешь,

-ет, -ем, -ете , -ут (-ют).

Н-р: читаешь, пишем, рисуют.

2. Выпиши глаголы I спр.:

Любим, плачет, меняешь, стучим, сломаете.

 

ВОЗ-9

1. Как определить спряжение глагола по суффиксу в неопределенной форме?

Глаголы неопределенной формы, которые имеют суффикс – ить относятся ко II спряжению: готовить, пилить, строить.

Глаголы неопределенной формы, которые имеют на конце суффиксы –ать, -ять, -еть. –ыть. – оть, -уть относятся к I спряжению.

Н-р: читать, колоть, мыть,

Рису…шь – рисовать (I спр), поэтому пишу в окончании – е.

2. Вставь пропущенные буквы в окончаниях глаголов:

Тян…м, помн…м, черт…шь, зелене…т.

 

ВОЗ-10

1. Назови глаголы-исключения

Ко II спряжению относятся 11 глаголов:

4 глагола на -ать: гнать, держать, дышать, слышать.

7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть.

Глаголы брить, стелить на -ить относятся к I спряжению.

    I спр                                                                  II спр

ать, оть              + брить, стелить                      ить + 11 глаголов

уть, ыть, ять

2. Проспрягай глагол: слышать.

 

ВОЗ-11

1. Что пишется на конце глаголов в настоящем и будущем времени во 2 л. ед. ч?

На конце глаголов настоящего и будущего времени во 2 л.ед.ч. пишется –ь: играешь, скучаешь.

2. Поставь глаголы во 2 л. ед.ч.

а) Ножом (резать), пилой (пилить), щеткой (чистить)

 

ВОЗ-12

1. Как различать глаголы на –ться и тся?

В глаголах, которые отвечают на вопросы неопределенной формы что делать? что сделать? на конце пишется –ться.

Н-р: учиться (что делать?)

В глаголах, которые отвечают на вопросы 3 л. ед. ч. что делает?, что сделает? На конце пишется -тся.

Н-р: играется (что делает?)

2. Поставь, где надо ь. Определи время.

Умел ошибит…ся. Умей и поправит…ся

Трус своей тени боит…ся.

 

Тест по теме «Глагол». 4 класс.

1. Что обозначает глагол?

А) предмет

Б) признак предмета

В) действие предмета

2. На какие вопросы отвечает глагол?

А) что делать? что сделать?

Б) кто? что?

В) какой? какая? какое? какие?

3. Каким членом предложения является глагол?

А) подлежащим

Б) сказуемым

В) второстепенным членом

4. Сколько временных форм у глагола?

А) 2                  Б) 3                   В) 1

5. Если глагол отвечает на вопросы что делает? что делают? то он в форме:

А) прошедшего времени

Б) настоящего времени

В) будущего времени

6. На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?

А) что делает? что делают?

Б) что сделает? что будет делать?

В) что делал? что делали?

7. Выбери глагол будущего времени:

А) пробежал

Б) прилетит

В) пишет

8. Окончание –о у глаголов прошедшего времени указывает, что они в форме:

А) мужского рода

Б) среднего рода

В) женского рода

9. Глагол в неопределенной форме отвечает на вопросы:

А) что делал? что сделал?

Б) что сделает? что будет делать?

В) что делать? что сделать?

10. Если глагол отвечает на вопросы что делает? Какого он лица ?

А) 1лица

Б) 2 лица

В) 3 лица

11. Выбери глагол 2 лица:

А) мечтают

Б) поздравишь

В) поем

12. Глаголы какого спряжения имеют окончание -у(-ю),-ешь,-ет,-ем,ете,-ут(-ют)?

А) I спряжение

Б) II спряжение

13. Выбери глагол II спряжения:

А) гуля…м

Б) смотр…шь

В) тон…т

14.Выбери глагол I спряжения:

А) люб…т

Б) мечта…т

В) друж…шь

15. На конце глаголов настоящего и будущего простого времени пишется ь:

А) во 2 л. мн.ч.

Б) в 3 л. ед.ч.

В) во 2 л. ед.ч.

16. В глаголах на –тся и -ться пишется ь:

А) в настоящем времени

Б) в неопределенной форме

В) в будущем времени

17. Глаголы какого лица имеют окончание –ешь, -ишь:

А) 1 л.

Б) 2 л.

В) 3 л.

А) проспрягать

Б) изменить по лицам

В) определить спряжение

19. Как можно определить спряжение глагола:

А) по вопросу

Б) по окончанию

В) по неопределенной форме

20. Выбери глагол исключение:

А) гон…шь

Б) бел…шь

В) стро…шь

 

Карточки для работы по методике Ривина-Баженова

Р-Б-1

1. Выпиши глаголы:

Льешь, звон, ласково, пою.

2. Поставь глагол в неопределенную форму:

Летишь - …, начал - …

3. Определи время глагола:

Спал, выучишь, объясняет.

4. Определи лицо и число глаголов

Читаю, бежишь

5. Обозначь спряжение глаголов:

Решать, полоть, любить, посеять, купить, зеленеть, готовить.

6. Вставь пропущенные буквы, определи спряжение:

Сверка…т, вид…т, полива…т, держ…т.

 

Р-Б-2

1. Определи вид глагола

Плывут, сожгут, ходить, подарить.

2. Измени глагол по лицам и числам:

Любить.

3. Подбери антонимы:

Нашел - …, встречал - …

4. Вставь пропущенные буквы. Определи род.

Солнце сиял… Зима наступил…

5. Образуй глагол 2 л. ед.ч. и 1 л. мн.ч.

Встретить - …, …

Желтеть - …, …

6. Запиши в 2 столбика        1спр.                 2 спр.

Обеща…т, выгон…т, сажа…т, закле…т,.

 

Р-Б-3

1. От существительных образуй глаголы:

Бег - …, мечта - …, езда - …

2. Выбери глаголы 3 л. мн.ч.

Идешь, наблюдают, белеет.

3. Выбери глаголы будущего времени:

Думает, свяжет, нес, полетит.

4. Поставь правильно суффикс и проверь:

Обид…л - …, кле…л - …, слыш…л -…

5. Выпиши глаголы исключения:

Пахать, слушать, дышать, лежать, видеть.

6. Разбей слова в 2 столбика       1спр.               2 спр.

Корм…м, полива…м, увид…м, игра…м.

 

Р-Б-4

1. Спиши, раскрой скобки:

(Не)сказал, (не)положу, (не)навидел, (не)было.

2. Запиши в 2 столбика глаголы сов.в. и несов. вида:

Видеть, увидеть, поймать, ловить.

3. Измени глагол по временам:

Плавать (несов.в.) - …, …, …

4. Выбери глагол 2 л. ед.ч.

Ел, несешь, берем, поют.

5. Выпиши глаголы II спряжения:

Чист…т, смотр…т, работа…т, тон…т

6. Глаголы в скобках поставь в 1 л. мн.ч.

Рыбу (ловить) удочкой. Землю (пахать) плугом. В тетради (писать) ручкой. Дрова (пилить) пилой.

 

Р-Б-5

1. Спиши. Подчеркни глаголы в предложениях:

Громадная гадюка вползла на пень и свернулась колечком.

2. Поставь глаголы в настоящем времени в 3 л. ед.ч., укажи спряжение:

Покупать, строить, прыгать, слышать.

3. Проспрягай глагол построить в будущем времени:

4.Вставь пропущенные буквы, докажи верное написание:

Нач…ли, ненавид…ла, закле…л, успоко…л, слыш…л.

5. Вставь пропущенные буквы, определи спряжение:

За час отстан…шь – за день не догон…шь.

6. Поставь глагол в прошедшее времени:

Человек (увидеть) и (понять), что звезда на небе (погаснуть) и (исчезнуть).

 

Р-Б-6

1. Определи лицо и число глагола:

Читаю, летят.

2. Выбери глаголы прошедшего времени:

Стонет, торопил, разрушаю, пил, позовете, взошел.

3. Поставь глаголы в прошедшем времени:

Чист…ть, смотр…ть, се…ть.

4. Выпиши глаголы в 2 столбика        1 спр.           2 спр.

Обеща…т, выгон…т, стон…т, дыш…т.

5. Разбери по составу:

Почистить, расцвела, вылетают, проголодался.

6. Укажи спряжение, вставь окончание:

Легко дыш…шь, далеко вид…т, верт…т колесо, внимательно смотр…шь.

 

Р-Б-7

1. Поставь глаголы в неопределенную форму:

Сверкает, ношу, лаешь, готовлю.

2. Выбери глаголы будущего времени

Плавает, прочитаешь, увидят, дежурю.

3. Измени глагол верить по лицам и числам.

4. Подбери синонимы к глаголам. Определи время:

Блестит, мыслит, рыдает.

5. Образуй глаголы 2 л. ед.ч. и 1 л. мн.ч.:

Купить, обидеть, клеить, терять.

6. Спиши пословицы, вставь пропущенные буквы. Укажи лицо:

Чем больше узна…шь, тем счастливее стан…шь.

Что заслуж…шь, то и получ…шь.

 

Р-Б-8

1. Выбери глаголы в неопределенной форме:

Гуляет, пошел, приступить, пойти, цвести, стеречь.

2. Определи род глаголов:

Подслушала, проснулось, объяснил, растопили.

3найди глагол-исключение, выпиши:

Начать, вертеть, слушать, думать.

4. Проспрягай глагол гладить в настоящем времени.

5. Образуй от данных глаголов форму будущего простого времени 2 л. ед.ч.:

Взять, сберечь, взлететь, огорчать.

6. Вставь пропущенные буквы в окончание :

Кто вперед смотр…т, тот далеко вид…т.

 

Р-Б-9

1. Подбери антонимы к глаголам:

Ломать, ненавидеть, говорить, смеяться.

2. Поставь правильно ударение в глаголах:

Брала, понял, начали.

3. Отгадай загадки. Вставь пропущенные буквы:

а) Горя (не)знает, а слезы пролива…т.

б) К вечеру умира…т, поутру ожива…т.

4. Определи время, лицо и число глаголов:

Полетим, отстаю, позовете, молчит.

5. Выбери глагол I спряжения:

Вид…т, плава…т, прицеп…т, обид…т.

6. Поставь, где надо ь:

Кто любит трудит…ся, тому без дела (не)сидит…ся.

 

Р-Б-10

1. Замени выражение одним словом - глаголом в неопределенной форме:

Летать в облаках - …, держать язык за зубами - …, зарубить на носу - …

2. Определи число у глагола:

Пишу, повесили, вяжете, шью, смеются, льешь.

3. Запиши все глаголы исключения.

4. Спиши. Вставь, где нужно ь:

Хватит смеят…ся, быстро бросает…ся.

5. В предложениях подчеркни 3 глагола 2 л. ед.ч.:

Шило в мешке не утаишь. Ест, пьет, говорит и поет. Упустишь минуту, потеряешь час.

6. Вставь е или и:

Пляш…шь, куп…шь, спаса…шь, люб…шь.

 

Карточки для работы по методике «Тренаж»

Т – 1

1. Что называется глаголом?- часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? обозначает действие предмета.

2. Какие 2 формы образует глагол в будущем времени? - будущее простое и будущее сложное.

3. Что такое инфинитив? – неопределенная форма глагола.

 

Т – 2

1. На какие вопросы отвечают глаголы 1 л. мн.ч.? – что делаем? что сделаем?

2. Назови виды глаголов – совершенный вид, несовершенный вид.

3. Какие окончания имеют глаголы II спряжения? - ишь, - ит, -им, -ите, - ат(-ят).

 

Т – 3

1. Сколько времен у глагола? Перечисли. – 3 времени: настоящее, прошедшее, будущее.

2. Какие окончания имеют глаголы во 2 л. ед.ч.? – ешь, - ишь.

3. Что надо сделать, чтобы правильно написать безударные окончания глагола – надо определить спряжение глаголов.

Т – 4

1. На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? – что делать? что сделать?

2. Как определить лицо глагола? – по местоимению.

3. Если глагол оканчивается на –ить, какого он спряжения? – II спряжения.

 

Т – 5

1. Как пишется не с глаголами? Привести примеры – пишется раздельно. Не умею, не могу.

2. Что называется спряжением глагола? – изменение глаголов по числам и числам.

3. На какой вопрос отвечает глагол 1 л. ед.ч.? – что делаю? что сделаю?

 

Т – 6

1. На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? – что сделаю? Что буду делать?

2. Назови глаголы-исключения – II: гнать, держать, дышать, слышать, смотреть. видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть. I: брить, стелить.

3. Каким членом предложения является глагол? – сказуемое.

 

Т – 7

1. Какой суффикс служит для образования формы прошедшего времени? – суффикс - л

2. Как определить спряжение глагола? – по неопределенной форме

3. На какие вопросы отвечают глаголы 3 л. ед.ч.? – что делает? что сделает?

 

Т – 8

1. Назови суффиксы глаголов неопределенной формы? – ть, - ти, -чь.

2. На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? – что делает? что делаю?

3. Какие глаголы относятся ко II спряжению? – глаголы на -ить

 

Т – 9

1. Перечисли окончания глаголов прошедшего времени? – в ж.р. - а, в ср.р. – о, в м.р.- 

2. Какие глаголы относятся к I спряжению?- в н.ф.-ать, -ять, -еть, -ыть, -оть, -уть

3. Как отличать правописание –тся и –ться? в глаголах н.ф. на конце пишется ь, в глаголах 3 л. ед.ч. не пишется ь

 

Т – 10

1. Как изменяется глагол в прошедшем времени? – по родам, по числам.

2. От чего зависит написание безударных гласных в окончании глаголов?- от спряжения

3. Какие времена глаголов имеют лицо? – настоящее время, будущее время.

 

Диктант

Цель: проверить знания о глаголе как части речи.

1. Умение правильно писать безударные личные окончания глаголов I и II спряжения.

2. Правописание частицы не глаголами.

 

Защитники зеленого друга.

Ранним утром по тропинке школьники входят в березовую рощу. Лучи ласкового солнца весело бегут по зелени. На мохнатом листочке сверкает роса. В роще стоит тишина. Группа мальчиков остановилась около старого дерева и качнула ветки. Посыпались майские жуки. Ребята собрали их в ведро. Днем жука не поймаешь. Он быстро перелетает от ветки к ветке. Утром от холода жук цепенеет. Майские жуки обгрызают листья. Опасна личинка майского жука. Она живет в земле и объедает корни деревьев. Защитите друга от вредителей.

 

 

 

 

 

Табло учета работы.

Ф.И.

ученика

                       ВОЗ                                                   

 

Р-Б

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Т

1

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тренаж

 

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Кр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

 

 

 

Управление образованием Павлодарской области

Институт повышения квалификации педагогических кадров

Кабинет методологии и развития инновационных процессов

 

 

Конкурсная работа

Девиз конкурса:

 «Создание пособия – первый шаг на пути творчества»

 

 

 

 

 

 

 

Сыздыкова А.Б., г.Аксу, СШ №7,

 

 

 

 

Русский язык. 4 класс

 

«Глагол»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Дидактическое пособие содержит учебный материал по русскому языку по блоку «Глагол. 4 класс» для организации коллективных учебных занятий (КСО). Учебное занятие предполагает способ «погружения» в учебный предмет с использованием методик по управлению развитием продуктивного мышления: методики взаимообмена заданий (В03), методики Ривина-Баженова, методики взаимотренажа (МТ). Изучение нового материала происходит в парах сменного состава по определенному алгоритму методики ВОЗ: учащиеся «запускаются» учителем каждый в свой способ решения типовых заданий, затем в самостоятельной деятельности осваивают каждый свой способ, и затем по определенному алгоритму обучают друг друга. Осмысление и усвоение учебного материала происходит по другим методикам.

 

4 класс

Раздел: «Глагол».

 

Стандарт раздела:

Обязательный

уровень

Базовый

уровень

Компетентности

Самоменед-жмент

Информа-

ционная

Коммуни-

кативная

Знать глагол как часть речи. Уметь характеризовать глагол, определять синтаксическую функцию. Правильно писать безударные личные окончания глаголов I и II спряжения, глаголы на –тся и –ться, частицу не с глаголами. 

Знать вопросы и значения глагола. Иметь понятие о неопределенной форме глагола. Изменять глагол по лицам и числам, временам.

Определяет и выстраивает в логической последовательности шаги по решению задач.

 

Делит информацию на известную и неизвестную.

- получает информацию от человека, задавая вопросы.

Воспринимает основное содержание в фактической информации в диалоге. Работает с вопросами на уточнении и понимании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель:

1. Способствовать формированию знаний о глаголе как части речи.

2. Способствовать развитию умения определять и выстраивать последовательность шагов по выполнению типовых заданий.

3. Содействовать воспитанию умения работать в паре, умения анализировать свою деятельность и деятельность партнера по самостоятельно составленным алгоритмам.

Контрольная работа.

Цель: проверить знания и умения по теме «Глагол».

1. Правописание суффиксов и окончаний глаголов в прошедшем времени

2. Правописание –тся и –ться

3. Не с глаголами

4. Знать спряжение глаголов в настоящем и будущем времени

5. Умение определять спряжение глаголов

6. Умение правильно писать безударные личные окончания глаголов I и II спряжения

7. Характеризовать глагол как часть речи.      

 

1. Образуй от существительных глаголы:

Свет, лень, письмо, игра.

2. Поставь глаголы в неопределенную форму:

Ласкает, несу, дышал, смотрю.

3. Определи время глагола:

Протекает, выучишь, появилось, задумать.

4. Определи вид глагола:

Посмотрел, бежит, шумят, слететь.

5. Измени глаголы по временам:

Спать, заснуть.

6. Поставь правильно суффиксы в прошедшем времени и проверь:

Обид…л, кле…л, вид…л, нач…л. стро…л.

7. Проспрягай глагол в настоящем времени:

Дарить

8.Поставь пропущенные буквы. Определи спряжение:

Счита…т, уч…шь, пахн…т, ненавид…шь, вид…шь, зеленее…т.

9. Разбери слова по составу:

Полетела, зашумит, продает, охраняем, неслись.

10. Поставь, где надо ь. Определи время:

Некоторые птицы зимой зарывают(?)ся в снег. Серая куропатка не любит зарыват(?)ся.

11. Раскрой скобки:

Правда в воде (не)тонет, в огне (не)горит.

Скажешь – (не)воротишь, напишешь – (не)сотрешь.

12. Выполни морфологический разбор:

Опоздаешь.

Карточки для работы по методике ВОЗ.

ВОЗ-1

1. Расскажи что такое глагол. Приведи примеры.

Глагол-это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Обозначает действие предмета. Например: летает, писать.

2.Выпиши глаголы.

Дерево, растет, синее, светит, легко, звонить.

 

 

ВОЗ-2

1. Что такое неопределенная форма глагола?

Глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой или инфинитивом. Отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

Например: что делать? брать, говорить, ловить.

                  Что сделать? взять, сказать, поймать

На конце глаголов неопределенной формы пишется –ь ,он сохраняется и в случаях, когда к глаголу прибавляется суффикс –ся (-сь): лечить-лечиться.

Глагол в неопределенной форме имеет суффиксы -ть, -ти, -чь: везти, беречь.

2.Выпиши глаголы в неопределенной форме:

Созрел, отойти, подарит, служить, шумит.        

 

ВОЗ-3

1. Назови виды глагола и вопросы к ним.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы что делать?

Например: писать, читать, учиться.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы что сделать?

Указывают на завершенность действия.

Например: списать, прочитать, выучить.

2. Определи вид глагола.

Красит, зазвенели, торопит, построят.

 

ВОЗ-4

1. Расскажи о настоящем времени глагола.

Глаголы настоящего времени показывают, что действие происходит в данный момент. Например: пишу, рисует, смотришь.

Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам.

          1л.я пишу                             1л.мы пишем

Ед.ч. 2л.ты пишешь         Мн.ч.      2л.вы пишете    

         3л.он пишет                               3л они пишут

2.Поставь глагол в настоящем времени 2 л. ед.ч.: лечил, собирать, нес.      

 

ВОЗ-5

1. Расскажи о прошедшем времени глагола.

Прошедшее время показывает, что действие уже произошло. Глаголы в прошедшем времени имеют суффикс-л. Н-р: шел, бежал. Перед суффиксом –л пишется тот же суффикс, что перед -ть, в неопределенной форме.

     Лаять-лаял, начать-начал., обидеть-обидел.

2. Поставь правильно суффикс перед –л :

Вид...ть - вид…л, се…ть - се...л, слыш…ть - слыш…л.

 

ВОЗ-6

1. Расскажи о будущем времени.

Глагол в будущем времени показывает, что действие будет происходить после момента речи.

Глагол несовершенного вида образует форму будущего сложного времени с помощью глагола быть и неопределенной формы. Н-р: буду играть.

Глагол совершенного вида образует форму будущего простого. Н-р: сыграю.

          1л. я буду играть                      1л. мы будем играть

Ед.ч. 2л. ты будешь играть       Мн.ч. 2л. вы будете играть

         3л. они будут играть                  3л. он будет играть

Будущее простое :

         1л. я сыграю                                     1л. мы сыграем

Ед.ч.2л. ты сыграешь            Мн.ч.         2л. вы сыграете

         3л. он сыграет                                  3л.они сыграют

2. Измени время глаголов (наст., Прош.. буд.). 

   Решать, писать, рисовать, идти, строить.

 

ВОЗ-7

1. Что называется спряжением глагола?

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.

Проспрягаем глагол молчать.

         1л. я молчу                                              1л мы молчим

Ед.ч 2л ты молчишь                                Мн.ч    2л. вы молчите

         3л он молчит                                           3л. они молчат

2. Проспрягай глагол: учить

 

ВОЗ-8

1. Какие личные окончания имеют глагол I спряжения?

Глагол I спр. имеют в настоящем и будущем времени личные окончания: -ешь,

-ет, -ем, -ете , -ут (-ют).

Н-р: читаешь, пишем, рисуют.

2. Выпиши глаголы I спр.:

Любим, плачет, меняешь, стучим, сломаете.

 

ВОЗ-9

1. Как определить спряжение глагола по суффиксу в неопределенной форме?

Глаголы неопределенной формы, которые имеют суффикс – ить относятся ко II спряжению: готовить, пилить, строить.

Глаголы неопределенной формы, которые имеют на конце суффиксы –ать, -ять, -еть. –ыть. – оть, -уть относятся к I спряжению.

Н-р: читать, колоть, мыть,

Рису…шь – рисовать (I спр), поэтому пишу в окончании – е.

2. Вставь пропущенные буквы в окончаниях глаголов:

Тян…м, помн…м, черт…шь, зелене…т.

 

ВОЗ-10

1. Назови глаголы-исключения

Ко II спряжению относятся 11 глаголов:

4 глагола на -ать: гнать, держать, дышать, слышать.

7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть.

Глаголы брить, стелить на -ить относятся к I спряжению.

    I спр                                                                  II спр

ать, оть              + брить, стелить                      ить + 11 глаголов

уть, ыть, ять

2. Проспрягай глагол: слышать.

 

ВОЗ-11

1. Что пишется на конце глаголов в настоящем и будущем времени во 2 л. ед. ч?

На конце глаголов настоящего и будущего времени во 2 л.ед.ч. пишется –ь: играешь, скучаешь.

2. Поставь глаголы во 2 л. ед.ч.

а) Ножом (резать), пилой (пилить), щеткой (чистить)

 

ВОЗ-12

1. Как различать глаголы на –ться и тся?

В глаголах, которые отвечают на вопросы неопределенной формы что делать? что сделать? на конце пишется –ться.

Н-р: учиться (что делать?)

В глаголах, которые отвечают на вопросы 3 л. ед. ч. что делает?, что сделает? На конце пишется -тся.

Н-р: играется (что делает?)

2. Поставь, где надо ь. Определи время.

Умел ошибит…ся. Умей и поправит…ся

Трус своей тени боит…ся.

 

Тест по теме «Глагол». 4 класс.

1. Что обозначает глагол?

А) предмет

Б) признак предмета

В) действие предмета

2. На какие вопросы отвечает глагол?

А) что делать? что сделать?

Б) кто? что?

В) какой? какая? какое? какие?

3. Каким членом предложения является глагол?

А) подлежащим

Б) сказуемым

В) второстепенным членом

4. Сколько временных форм у глагола?

А) 2                  Б) 3                   В) 1

5. Если глагол отвечает на вопросы что делает? что делают? то он в форме:

А) прошедшего времени

Б) настоящего времени

В) будущего времени

6. На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?

А) что делает? что делают?

Б) что сделает? что будет делать?

В) что делал? что делали?

7. Выбери глагол будущего времени:

А) пробежал

Б) прилетит

В) пишет

8. Окончание –о у глаголов прошедшего времени указывает, что они в форме:

А) мужского рода

Б) среднего рода

В) женского рода

9. Глагол в неопределенной форме отвечает на вопросы:

А) что делал? что сделал?

Б) что сделает? что будет делать?

В) что делать? что сделать?

10. Если глагол отвечает на вопросы что делает? Какого он лица ?

А) 1лица

Б) 2 лица

В) 3 лица

11. Выбери глагол 2 лица:

А) мечтают

Б) поздравишь

В) поем

12. Глаголы какого спряжения имеют окончание -у(-ю),-ешь,-ет,-ем,ете,-ут(-ют)?

А) I спряжение

Б) II спряжение

13. Выбери глагол II спряжения:

А) гуля…м

Б) смотр…шь

В) тон…т

14.Выбери глагол I спряжения:

А) люб…т

Б) мечта…т

В) друж…шь

15. На конце глаголов настоящего и будущего простого времени пишется ь:

А) во 2 л. мн.ч.

Б) в 3 л. ед.ч.

В) во 2 л. ед.ч.

16. В глаголах на –тся и -ться пишется ь:

А) в настоящем времени

Б) в неопределенной форме

В) в будущем времени

17. Глаголы какого лица имеют окончание –ешь, -ишь:

А) 1 л.

Б) 2 л.

В) 3 л.

А) проспрягать

Б) изменить по лицам

В) определить спряжение

19. Как можно определить спряжение глагола:

А) по вопросу

Б) по окончанию

В) по неопределенной форме

20. Выбери глагол исключение:

А) гон…шь

Б) бел…шь

В) стро…шь

 

Карточки для работы по методике Ривина-Баженова

Р-Б-1

1. Выпиши глаголы:

Льешь, звон, ласково, пою.

2. Поставь глагол в неопределенную форму:

Летишь - …, начал - …

3. Определи время глагола:

Спал, выучишь, объясняет.

4. Определи лицо и число глаголов

Читаю, бежишь

5. Обозначь спряжение глаголов:

Решать, полоть, любить, посеять, купить, зеленеть, готовить.

6. Вставь пропущенные буквы, определи спряжение:

Сверка…т, вид…т, полива…т, держ…т.

 

Р-Б-2

1. Определи вид глагола

Плывут, сожгут, ходить, подарить.

2. Измени глагол по лицам и числам:

Любить.

3. Подбери антонимы:

Нашел - …, встречал - …

4. Вставь пропущенные буквы. Определи род.

Солнце сиял… Зима наступил…

5. Образуй глагол 2 л. ед.ч. и 1 л. мн.ч.

Встретить - …, …

Желтеть - …, …

6. Запиши в 2 столбика        1спр.                 2 спр.

Обеща…т, выгон…т, сажа…т, закле…т,.

 

Р-Б-3

1. От существительных образуй глаголы:

Бег - …, мечта - …, езда - …

2. Выбери глаголы 3 л. мн.ч.

Идешь, наблюдают, белеет.

3. Выбери глаголы будущего времени:

Думает, свяжет, нес, полетит.

4. Поставь правильно суффикс и проверь:

Обид…л - …, кле…л - …, слыш…л -…

5. Выпиши глаголы исключения:

Пахать, слушать, дышать, лежать, видеть.

6. Разбей слова в 2 столбика       1спр.               2 спр.

Корм…м, полива…м, увид…м, игра…м.

 

Р-Б-4

1. Спиши, раскрой скобки:

(Не)сказал, (не)положу, (не)навидел, (не)было.

2. Запиши в 2 столбика глаголы сов.в. и несов. вида:

Видеть, увидеть, поймать, ловить.

3. Измени глагол по временам:

Плавать (несов.в.) - …, …, …

4. Выбери глагол 2 л. ед.ч.

Ел, несешь, берем, поют.

5. Выпиши глаголы II спряжения:

Чист…т, смотр…т, работа…т, тон…т

6. Глаголы в скобках поставь в 1 л. мн.ч.

Рыбу (ловить) удочкой. Землю (пахать) плугом. В тетради (писать) ручкой. Дрова (пилить) пилой.

 

Р-Б-5

1. Спиши. Подчеркни глаголы в предложениях:

Громадная гадюка вползла на пень и свернулась колечком.

2. Поставь глаголы в настоящем времени в 3 л. ед.ч., укажи спряжение:

Покупать, строить, прыгать, слышать.

3. Проспрягай глагол построить в будущем времени:

4.Вставь пропущенные буквы, докажи верное написание:

Нач…ли, ненавид…ла, закле…л, успоко…л, слыш…л.

5. Вставь пропущенные буквы, определи спряжение:

За час отстан…шь – за день не догон…шь.

6. Поставь глагол в прошедшее времени:

Человек (увидеть) и (понять), что звезда на небе (погаснуть) и (исчезнуть).

 

Р-Б-6

1. Определи лицо и число глагола:

Читаю, летят.

2. Выбери глаголы прошедшего времени:

Стонет, торопил, разрушаю, пил, позовете, взошел.

3. Поставь глаголы в прошедшем времени:

Чист…ть, смотр…ть, се…ть.

4. Выпиши глаголы в 2 столбика        1 спр.           2 спр.

Обеща…т, выгон…т, стон…т, дыш…т.

5. Разбери по составу:

Почистить, расцвела, вылетают, проголодался.

6. Укажи спряжение, вставь окончание:

Легко дыш…шь, далеко вид…т, верт…т колесо, внимательно смотр…шь.

 

Р-Б-7

1. Поставь глаголы в неопределенную форму:

Сверкает, ношу, лаешь, готовлю.

2. Выбери глаголы будущего времени

Плавает, прочитаешь, увидят, дежурю.

3. Измени глагол верить по лицам и числам.

4. Подбери синонимы к глаголам. Определи время:

Блестит, мыслит, рыдает.

5. Образуй глаголы 2 л. ед.ч. и 1 л. мн.ч.:

Купить, обидеть, клеить, терять.

6. Спиши пословицы, вставь пропущенные буквы. Укажи лицо:

Чем больше узна…шь, тем счастливее стан…шь.

Что заслуж…шь, то и получ…шь.

 

Р-Б-8

1. Выбери глаголы в неопределенной форме:

Гуляет, пошел, приступить, пойти, цвести, стеречь.

2. Определи род глаголов:

Подслушала, проснулось, объяснил, растопили.

3найди глагол-исключение, выпиши:

Начать, вертеть, слушать, думать.

4. Проспрягай глагол гладить в настоящем времени.

5. Образуй от данных глаголов форму будущего простого времени 2 л. ед.ч.:

Взять, сберечь, взлететь, огорчать.

6. Вставь пропущенные буквы в окончание :

Кто вперед смотр…т, тот далеко вид…т.

 

Р-Б-9

1. Подбери антонимы к глаголам:

Ломать, ненавидеть, говорить, смеяться.

2. Поставь правильно ударение в глаголах:

Брала, понял, начали.

3. Отгадай загадки. Вставь пропущенные буквы:

а) Горя (не)знает, а слезы пролива…т.

б) К вечеру умира…т, поутру ожива…т.

4. Определи время, лицо и число глаголов:

Полетим, отстаю, позовете, молчит.

5. Выбери глагол I спряжения:

Вид…т, плава…т, прицеп…т, обид…т.

6. Поставь, где надо ь:

Кто любит трудит…ся, тому без дела (не)сидит…ся.

 

Р-Б-10

1. Замени выражение одним словом - глаголом в неопределенной форме:

Летать в облаках - …, держать язык за зубами - …, зарубить на носу - …

2. Определи число у глагола:

Пишу, повесили, вяжете, шью, смеются, льешь.

3. Запиши все глаголы исключения.

4. Спиши. Вставь, где нужно ь:

Хватит смеят…ся, быстро бросает…ся.

5. В предложениях подчеркни 3 глагола 2 л. ед.ч.:

Шило в мешке не утаишь. Ест, пьет, говорит и поет. Упустишь минуту, потеряешь час.

6. Вставь е или и:

Пляш…шь, куп…шь, спаса…шь, люб…шь.

 

Карточки для работы по методике «Тренаж»

Т – 1

1. Что называется глаголом?- часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? обозначает действие предмета.

2. Какие 2 формы образует глагол в будущем времени? - будущее простое и будущее сложное.

3. Что такое инфинитив? – неопределенная форма глагола.

 

Т – 2

1. На какие вопросы отвечают глаголы 1 л. мн.ч.? – что делаем? что сделаем?

2. Назови виды глаголов – совершенный вид, несовершенный вид.

3. Какие окончания имеют глаголы II спряжения? - ишь, - ит, -им, -ите, - ат(-ят).

 

Т – 3

1. Сколько времен у глагола? Перечисли. – 3 времени: настоящее, прошедшее, будущее.

2. Какие окончания имеют глаголы во 2 л. ед.ч.? – ешь, - ишь.

3. Что надо сделать, чтобы правильно написать безударные окончания глагола – надо определить спряжение глаголов.

Т – 4

1. На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? – что делать? что сделать?

2. Как определить лицо глагола? – по местоимению.

3. Если глагол оканчивается на –ить, какого он спряжения? – II спряжения.

 

Т – 5

1. Как пишется не с глаголами? Привести примеры – пишется раздельно. Не умею, не могу.

2. Что называется спряжением глагола? – изменение глаголов по числам и числам.

3. На какой вопрос отвечает глагол 1 л. ед.ч.? – что делаю? что сделаю?

 

Т – 6

1. На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? – что сделаю? Что буду делать?

2. Назови глаголы-исключения – II: гнать, держать, дышать, слышать, смотреть. видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть. I: брить, стелить.

3. Каким членом предложения является глагол? – сказуемое.

 

Т – 7

1. Какой суффикс служит для образования формы прошедшего времени? – суффикс - л

2. Как определить спряжение глагола? – по неопределенной форме

3. На какие вопросы отвечают глаголы 3 л. ед.ч.? – что делает? что сделает?

 

Т – 8

1. Назови суффиксы глаголов неопределенной формы? – ть, - ти, -чь.

2. На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? – что делает? что делаю?

3. Какие глаголы относятся ко II спряжению? – глаголы на -ить

 

Т – 9

1. Перечисли окончания глаголов прошедшего времени? – в ж.р. - а, в ср.р. – о, в м.р.- 

2. Какие глаголы относятся к I спряжению?- в н.ф.-ать, -ять, -еть, -ыть, -оть, -уть

3. Как отличать правописание –тся и –ться? в глаголах н.ф. на конце пишется ь, в глаголах 3 л. ед.ч. не пишется ь

 

Т – 10

1. Как изменяется глагол в прошедшем времени? – по родам, по числам.

2. От чего зависит написание безударных гласных в окончании глаголов?- от спряжения

3. Какие времена глаголов имеют лицо? – настоящее время, будущее время.

 

Диктант

Цель: проверить знания о глаголе как части речи.

1. Умение правильно писать безударные личные окончания глаголов I и II спряжения.

2. Правописание частицы не глаголами.

 

Защитники зеленого друга.

Ранним утром по тропинке школьники входят в березовую рощу. Лучи ласкового солнца весело бегут по зелени. На мохнатом листочке сверкает роса. В роще стоит тишина. Группа мальчиков остановилась около старого дерева и качнула ветки. Посыпались майские жуки. Ребята собрали их в ведро. Днем жука не поймаешь. Он быстро перелетает от ветки к ветке. Утром от холода жук цепенеет. Майские жуки обгрызают листья. Опасна личинка майского жука. Она живет в земле и объедает корни деревьев. Защитите друга от вредителей.

 

 

 

 

 

Табло учета работы.

Ф.И.

ученика

                       ВОЗ                                                   

 

Р-Б

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Т

1

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тренаж

 

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Кр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

 

 

 

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий