Методика доводящих карточек

15 июля 2013 -

                              МЕТОДИКА ДОВОДЯЩИХ КАРТОЧЕК

 

         1. При организации учебных занятий   часто используются разнообразные карточки с разными назначениями. Например, так называемые «вопросники», с помощью которых проверяется   уровень освоения учениками определенной темы, или «памятки»- для подсказки ученика алгоритма действий, или карточки для оформления заданий. Подобные карточки являются как бы «представителями» учителя при самостоятельной работе ученика. Такими являются и так называемые «доводящие карточки». Их отличие заключается в том, что они используются не для проверки уровня усвоения учениками излагаемой темы, а для обеспечения понимания этой темы.

         «Доводящие карточки» - это набор таких вопросов и заданий, которые доводят ученика до понимания темы, т.е. ученик, отвечая на вопросы и выполняя задания, приходит к правильному пониманию своей темы. По-    другому говоря, «доводящая карточка» организует процесс понимания и в каком-то смысле управляет мышлением ученика

В частности, отсюда следует, что вопросы и задания должны быть такими, чтобы ученик мог их выполнять не после того, как он понял изучаемую тему, а ровно наоборот, сам ход выполнения заданий и ответы на вопросы должны приводить к пониманию темы.

 

2) Приведем пример «Доводящей карточки» по теме: «Теорема Пифагора».

Теорема: В прямоугольном треугольнике сумма квадратов катетов   равна квадрату гипотенузы.

 

                   Вопросы и задания:

 

1.     Что такое прямоугольный треугольник?

2.     Сколько катетов имеет прямоугольный треугольник?

3.     Как называется самая большая сторона прямоугольного треугольника?

4.     Чему равняется квадрат числа 3?

5.     Длина одного из катетов прямоугольного треугольника равная 3. Чему равен квадрат длины    этого катета?

6.     Найти квадрат числа 4.

7.     Длина одного из катетов прямоугольного треугольника равна 4. Чему равен квадрат длины этого катета?

8.     Чему равна сумма квадратов чисел 3 и 4?

9.     В прямоугольном треугольнике длина одного катета равна 3, а длина другого – 4. Чему    равняется сумма квадратов длин этих катетов?

10.           Квадрат какого числа равняется 25?

11.           Длина гипотенузы    прямоугольного треугольника равна 5. Чему равняется квадрат длины гипотенузы?

12.           Читай теорему Пифагора.

13.           Что больше: сумма квадратов чисел 3 и 4 или квадрат    числа 5?

14.           В прямоугольном треугольнике длина катета одного равна 3, а другого – 4. Длина гипотенузы равна 5. Что больше: сумма квадратов катетов или квадрат гипотенузы?

15.           О чем теорема Пифагора?

16.           В прямоугольном треугольнике длина одного катета равна – а, другого – в, а длина гипотенузы – с.

А) чему равняется сумма квадратов длин катетов,

Б) чему равняется квадрат длины гипотенузы,

В) читать теорему и ответить на вопрос: что больше – сумма квадратов катетов или квадрат гипотенузы,

 

17.           В прямоугольном треугольнике длина одного катета равна 6, другого – 8.

А) чему равняется сумма квадратов длин этих катетов,

Б) чему равняется квадрат длины гипотенузы,

В) чему равна длина гипотенузы.

                   18. В прямоугольном треугольнике длина гипотенузы    равна 5,а длина одного катета равна 3.

                       А) чему равняется квадрат длины другого катета

                        Б) чему равна длина другого катета

18.           И т.д….

 

 

3) «Доводящие карточки» составляются из нескольких групп   вопросов и заданий.

В первой группе оформляются вопросы и задания, направленные с одной стороны на проверку того старого материала, который необходимо знать   для понимания нового. С другой стороны, (и это очень важно) вопросы и задания этой группы концентрируют внимание ученика на область нового изучаемого материала. В приведенном примере эта группа представлена первыми тремя вопросами.

         Вопросы и задания следующей группы обращают внимание ученика (подчеркивают) на разные слова и словосочетания. В примере это слова «квадрат» (4 и 6 вопросы), «квадрат длины катета», «квадрат гипотенузы», «сумма квадратов длин катетов» (8,9 вопросы).

         Вопросы третьей группы относятся к смыслу изучаемой темы. Вопросы и задания именно этой группы окончательно обеспечивают появление акта       понимания (с 13 по 18 пункты)

         Далее   могут последовать вопросы и задания, направленные на закрепление и углубление уже понятого материала. Особую значимость имеет внутренняя связь между пунктами. Например, не случайно, что в пунктах 4 и 5 берется число 3, а в пунктах 6 и 7 число 4. Или, скажем, в вопросах 8,9,13,14,18 обязательно берется тройка   чисел 3,4,5.

 

         4. «Доводящие карточки» в основном используются при организации коллективных учебных занятий.

Разным ученикам даются на изучение разные по темам карточки.

         Тот ученик, который изучил свою тему, проверяется у учителя. Для изучения другой карточки ученик работает с тем учеником, который уже знает (освоил) эту карточку. В этом случае второй ученик изучает первую карточку (одну из тех, которая усвоена первым) с помощью первого ученика. В этом случае первый играет роль проверяющего учителя

После этого данная пара расходится. Каждый из напарников ищет нового товарища для изучения новых тем. И так далее, до тех пор, пока каждый ученик не изучит все карточки.

Для координации такой работы удобно составить таблицу следующим образом:

 

 

КАРТОЧКИ

 

 

 

 

       Т1

     Т2

   Т3

Т4

Ученик 1

      +

 

+

 

Ученик 2     

 

+

 

 

Ученик 3

 

 

+

+

Ученик 4

+                                                   

                     

                           

+

                                                                   

         Здесь знаком + отличаются   усвоенные карточки, а знак «.», означает, что ученик работает над данной карточкой.

 

 

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий