Методика Ривина

15 июля 2013 -
  1. МЕТОДИКА РИВИНА. ВВЕДЕНИЕ.

 

Эта методика предназначена для изучения текстов.

В данной работе описывается суть работы методики Ривина и обсуждаются особенности применения этой методики на практике

     Работа написана только для тех педагогов, которые хотели бы использовать методику Ривина (или ее определенные аспекты) на практике. И не рекомендуется тем, для кого еще требуются доказательства ценности и эффективности методики Ривина, этих доказательств в данной работе нет.

    

          2. ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ МЕТОДИКИ РИВИНА

 

 

     Каждый учащийся прорабатывает тему по абзацам (по частям) в парах сменного состава следующим образом:

     Для проработки первого абзаца учащийся находит себе напарника, с которым читает, обсуждает, выясняет содержание и озаглавливает абзац (именно озаглавливает, а не конспектирует). Название первого абзаца записывает в тетрадь. Таким же образом он помогает своему товарищу разобраться в его абзаце, озаглавить и написать название в тетрадь. (Напоминаем, что у каждого учащегося своя тема).

     После этого, для проработки своего второго абзаца, учащийся ищет нового напарника, рассказывает ему содержание первого абзаца, далее с ним читает, обсуждает, выясняет     содержание второго абзаца, озаглавливает и пишет название в тетрадь. Таким же образом он помогает своему напарнику, прослушивает С10, помогает ему разобраться в его абзаце, озаглавить и записать название в тетрадь.

     Для проработки третьего абзаца текста, учащийся ищет нового напарника, рассказывает ему содержание первых двух абзацев, далее с ним читает, обсуждает, выясняет содержание третьего абзаца, озаглавливает и пишет в тетрадь. Затем он прослушивает своего напарника, помогает ему разобраться в его абзаце, озаглавить и записать его название в тетрадь, и т.д.

После проработки всего текста, для закрепления и систематизации полученных знаний, учащийся выступает по данной теме перед малой (временной) группой или обсуждает данную тему в малой группе. Затем учащийся   получает новую тему и прорабатывает ее тем же способом.

 

3.ЗАМЕЧАНИЯ ПО ОСНОВНЫМ МОМЕНТАМ МЕТОДИКИ

 

3.1. Проработка абзаца. При проработке абзаца   можно проследить примерно следующие действия.

3.1.1. Чтение текста, выяснение смысла отдельных слов и уточнение границ понимания, осмысление отдельных предложений (или частей этих предложений), определение главной мысли абзаца, выделение аргументаций и выводов, рассмотрение частных примеров, целостное осмысление абзаца и его связи с другими абзацами, выражение своего отношения (мнения) к содержанию и изложению абзаца, письменная фиксация названия главной мысли.

3.1.2. При отсутствии достаточных навыков работы с текстом рекомендуется использовать так называемые «вопросники». Они составляются в зависимости от типа абзаца. Например, для таких абзацев, где вводится и определяется новое понятие можно рекомендовать следующие вопросы:

1.     Какое понятие определяется?

2.     Для каких объектов вводится определение?

3.     Какие понятия участвуют в формулировке? Какие из них определимы? (Дать их определение).

4.     Взяв конкретный объект и проверив его одного по определению, выяснить, является ли этот объект примером?

5.     Что значит, что данное определение не выполнено для конкретного примера? Показать на примере.

6.     Если вам встретилось похожее определение, то чем оно отличается от этого?

Пример вопросника для абзацев разных типов см. в Приложении.

3.2. Озаглавливание абзаца.

Озаглавить абзац (короткий смысловой кусок текста) можно через несколько слов   или предложений, в т.ч. и через вопросы. Главное, чтобы заглавие в точности отражало то, что сказано в тексте, а не то, как понимается читателем данный вопрос. Заметим, что заглавие не должно из себя представлять конспект абзаца   или условное обозначение.

Запись заглавия абзаца в тетрадь.

Приступая к изучению определенной темы, ученик выделяет несколько    страниц тетради для этой темы,

 Записывая название темы, далее прорабатывая и озаглавливая каждый очередной абзац, ученик фиксирует заглавие в тетрадь. Целесообразно на каждой странице ставить поля, где напротив каждого заглавия можно написать фамилию и номер темы того человека, в паре с которым был проработан данный абзац.

Выбор напарника.

Для проработки очередного абзаца своей темы, ученик сам ищет себе напарника. В случае, когда свободных от работы в паре товарищей несколько, рекомендуется выбирать того, с кем еще не приходилось работать.

 

4. ПОДГОТОВКА ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

 

4.1. МАРШРУТЫ. Изучаемая программа делится на разделы, а при необходимости, каждый раздел делится на отдельные темы, с примерным объемом от 1 до 5 книжных страниц в зависимости от возрастов учащихся и от сложностей текста. Обозначим условно эти темы через А.,В,С,Д,Е. Некоторые из этих тем могут быть логически зависимы друг от друга, а некоторые нет. Предположим, что для изучения темы С необходимо знание темы В, а для изучения темы Д необходимо знание темы А. Итак, С зависит от В, а тема Д от А. Изучаемая программа, т.е. все темы можно изучать в разных    последовательностях. Каждую из этих последовательностей будем называть маршрутом прохождения программ. Приведем несколько примеров   возможных маршрутов:

1 маршрут А,Д,В,С,Е

П маршрут В,С,А,Д,Е

Ш маршрут Е,А,В,Д,С

Как    видно из приведенных примеров, каждый маршрут     составлен так, чтобы не нарушать     логическую связь и зависимость между   темами.

4.2. ТЕКСТЫ. По каждой теме необходимо иметь текст, написанный сжато, компактно. Абзацы в текстах должны быть достаточно   содержательными.

Нецелесообразно, когда после определенного абзаца следует участок текста повторяющий , подробно                  разъясняющий, комментирующий данный абзац.

Тексты необходимо изложить таким образом, чтобы их можно было изучать независимо друг от друга (настолько, насколько это возможно).

 

 

                    5. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ

                   

 

5.1. РЕЖИМ. При организации коллективных занятий по методике Ривина необходимо изменение режима учебной работы. Освоение    содержания каждого   предмета проходит по типу «погружение» и не растягивается на длительный период. Методика Ривина не предусматривает общегрупповых перемен через каждые 45 минут. Учащиеся отдыхают индивидуально по мере усталости в удобный для них момент.

 

5.2. РАСПИСАНИЕ ТЕМ. Оптимальный размер группы, занимающейся одновременно в одной аудитории по методике Ривина, - 10-20 человек. Целесообразно начинать изучение новой дисциплины с распределения всего 6-8 человек друг от друга тем на группу                     таким образом, чтобы 2-3 ученика имели одинаковые темы.

Затем,    по мере прохождения материала, учащимися разброс тем будет увеличиваться. И даже может случиться так, что у всех в какой-то момент времени будут разные темы. Но в самые первые дни занятий это нежелательно. По окончании изучения темы, учащийся получает или выбирает сам следующую тему согласно     составленным заранее маршрутам или схеме зависимости тем. При этом необходимо обращать внимание на то, чтобы в группе сохранялось разнообразие тем и не было таких «случайностей», что вся группа работает всего над двумя-тремя темами в парах сменного состава.

 

                            6. УЧЕТ. КОНТРОЛЬ.                                             .

 

         6.1. УЧЕТ. Для планирования и координации работы   можно использовать простую таблицу учета.

         6.2. Контроль. Учитель может контролировать и оценить работу ученика по разному. Можно присутствовать в малой группе, где ученик выступает по своей теме, следить за работой ученика в разных парах, работать отдельно с учеником в паре и прослушать    его пересказ по плану, проверить тетрадь, принимать зачет, экзамен, организовать индивидуальную контрольную работу и т.д. А также привлечь для контроля тех учеников, особенно старших, которые знают проверяемые темы.

 

7.     МЕТОДИКА РИВИНА ДЛЯ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ МАСТЕРСТВА ЧТЕНИЯ

Итак, один из моментов в методике Ривина – это проработка и его заглавие. Однако для того, чтобы заниматься проработкой абзаца, необходимо уметь прорабатывать простые предложения и легко понимать смысл прочитанного, т.е. необходимо владеть предложенным уровнем мастерства чтения, следовательно, закономерен вопрос, как организовать методику Ривина для учащихся, не владеющих предложенным или словесным        уровнями    мастерства чтения?

         Чтобы разобраться в этом вопросе, заметим, что суть методики Ривина в следующем. Учащийся при изучении темы читает определенный кусок текста и далее работает над ним.

         Так вот, в качестве определенного куска текста можно брать не абзац, а предложение    или слово, и работать над этими текстами по-разному.

         Пример 1. (для словесного уровня). Тексты представляют собой набор слов. Учащиеся в парах читают очередное   слово, обсуждают, что за слово, что означает. Далее в тетрадь того человека, чей текст, рисует соответствующий этому слову предмет. Работа организуется в точности также, как методика Ривина, только    вместо абзаца – слово, а вместо заглавия – рисунок. Заметим, что также можно организовать занятия при изучении родного языка.

         Пример 2. (предложенный уровень). Тексты состоят из простых   упражнений, типа:

         Подними правую руку,

         

Покажи на окно,

Смотри на потолок,

Или же:

                   Какого цвета твое платье?

                    Сколько тебе лет?

                    Как звать твоего соседа?

         Эти тексты изучаются по Ривину. При текстах первого типа прорабатывается каждое предложение и в итоге делается то, что сказано в предложении.

         При текстах второго плана прорабатывается каждое предложение, а в тетрадь пишется ответ.

         Основное назначение такого подхода – научить читать с пониманием.

 

 

                                                 8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

         Как показывает имеющийся уже опыт, благодаря тому, что каждый из учащихся получает возможность с разными    членами группы обсудить и осмыслить определенный вопрос до удовлетворительного уровня понимания, у учащихся появляются и развиваются навыки исследовательской деятельности и самостоятельности работы, пробуждается и усиливается интерес к изучаемому предмету, повышается активность каждого члена группы, обеспечивается прочность знаний.

     Однако, применение методики Ривина на практике связано с большими трудностями. Перечислим некоторые из них:

1.     У учащегося недостаточно развиты навыки проработки и озаглавливания абзацев (поэтому приходится специально учить).

2.     Необходимо переосмыслить      и существенно изменить изучаемую программу.

3.     Требуется переделывать структуру и стиль изложения учебного материала в учебниках.

4.     Нуждается в существенных изменениях традиционно сложившийся вариант расписания занятий.

Преодолеть эти трудности может только   преподаватель, имеющий практический опыт и хорошие навыки работы по методике Ривина.

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий