Методика "Взаимопередача тем"

15 июля 2013 -

                      МЕТОДИКА ВЗАИМОПЕРЕДАЧИ ТЕМ

 

         «Методика взаимопередачи тем» предназначена для организации изучения теоретического учебного материала на основе работы учащихся в парах сменного состава. Она создавалась и апробировалась в ходе опытно-исследовательских работ по осуществлению перехода от группового способа обучения (ГСО) к коллективному (КСО), организованных в 1984-1986 гг.на физическом факультете государственного университета при изучении курса «Высшей математики».

                                                     

                                                         ТЕМА.

         Под темой мы будем понимать определенный изучаемый материал, к которому подобраны три группы задач, упражнений, вопросов и т.д., оформленный в тексте, с объемом примерно 3-5 страниц в гуманитарных дисциплинах и 1-3 страницы в точных дисциплинах.

         Задачи и вопросы первой группы достаточно простые и относятся   только к отдельным абзацам (маленьким смысловым частям) текста. Они предназначены для проверки и самопроверки понимания конкретного абзаца (см.приложение 1)

Задачи и вопросы второй группы более сложные и относятся ко всему изучаемому материалу. Они предназначены для закрепления и более глубокого осмысления теоретической части текста,   для приобретения определенных практических навыков, а также для проверки и самопроверки    понимания    изучаемого.

Задачи и вопросы третьей группы наиболее сложные. К ним учащиеся обращаются в течение всего периода обучения данной дисциплине. Примеры тем по математике и по русскому языку приведены в приложении 1.

Считается, что ученик готов передать определенную тему, если он усвоил теоретическую часть темы, имеет подробнейший план, состоящий из заголовков абзацев текста, решил все задачи и ответил на все вопросы первой и второй группы.

 

                                     РАБОТА В ПАРЕ

 

Работая в паре, ученики обучают друг друга одной теме. Назовем этот процесс взаимопередачей тем и опишем, как он происходит.

Допустим, Иванов должен обучать Петрова теме А, а Петров Иванова теме В. Сначала Иванов восстанавливает содержание первого пункта плана темы А, объясняет, учит Петрова, проверяет уровень его    понимания. Далее предлагает Петрову решить задачу (выполнить упражнение или ответить на вопрос) из первой группы, которая относится к этому пункту плана, что в тексте по теме А эта задача оформлена после первого абзаца. Задача простая, и если Петров освоил содержание первого пункта плана, то он должен решить эту задачу сразу. Если у него есть затруднения, то Иванов помогает ему, еще раз объясняет   содержание первого пункта плана. После этого Петров пишем себе в тетрадь формулировку первого пункта плана (не содержание этого пункта, а его название). Далее Иванов восстанавливает для Петрова                 содержание второго пункта плана, объясняет, учит, проверяет уровень понимания и предлагает решить эту задачу из первой группы, которая относится к этому пункту. Потом Петров пишет в тетрадь формулировку второго пункта плана, и они переходят к следующему (третьему) пункту плана темы А.

Таким образом, Иванов по пунктам плана, по частям учит Петрова теоретической части темы А,    при этом Петров параллельно                                                                                                 решает задачи первой группы этой темы. Заметим, что у Петрова в тетради появляется подробнейший план темы А.

После этого напарники меняются ролями. Теперь Петров таким же образом учит Иванова теме В. В итоге Иванов осваивает теоретическую часть, решает задачи первой группы, и у него появляется подробнейший план этой темы.

Далее Иванов приступает к решению задач второй группы темы В, а Петров – к решению задач   второй группы темы А. Тот, кто раньше закончит, может попробовать решить   задачи третьей группы.

На последнем этапе напарники проверяют друг у друга   правильность решения задач третьей группы. На этом работа в паре заканчивается, и напарники расходятся. Теперь Иванов может при необходимости передать (обучить) другому тему В, а Петров – тему А.

 

              САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ.

 

При самостоятельном изучении темы ученик работает следующим образом.

Сначала читает и разбирается в первом абзаце (маленькой смысловой части) текста, озаглавливает его и пишет заглавие в специально отведенную для этого тетрадь. Далее    решает те задачи     из первой группы, которые относятся к этому абзацу. Решение задачи пишется в другую тетрадь или в ту же тетрадь, где пишется заглавие, но в другом месте. Потом он переходит к следующему абзацу и т.д.

Таким образом, прорабатывая     текст до конца, ученик в итоге имеет подробнейший (поабзацный) план теоретической части изучаемой темы и решения задач первой группы этой темы.

После этого он приступает к решению задач второй группы. Когда все задачи второй группы решены, ученик сдает эту тему учителю, или другому члену группы, который сможет проверить уровень освоения темы.

К решению задач третьей группы ученик приступает неоднократно в течение учебного года, когда есть свободное время, когда появилось желание, когда предстоит работа над решением задач по индивидуальному плану.

 

                              ПРОВЕРКА ТЕМЫ.

 

Учитель проверяет (принимает) у ученика тему обычным образом. Сначала проверяет план, является ли он достаточно подробным, пропущены ли определенные детали и аспекты данной      темы. Далее проверяет правильность решения задач первой и второй групп.

Проверяющий при первой необходимости может предложить ученику заново изучить определенные части текста, откорректировать план, пересмотреть решение некоторых задач и т.д.

Он (проверяющий) должен дать определенную методическую установку, относящуюся к передаче, пересказу этой темы.

 

       ПОДГОТОВКА ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.

 

Изучаемая по этой методике программа делится на темы.

Оформляются тексты для этих тем (см.приложение 1). Устанавливается схема логических зависимостей тем (см.приложение 2).

Составляются маршруты прохождения программы (см. приложение 3).

Составляется табло учета, в котором будет отмечаться,    какие темы изучены учеником самостоятельно, какие уже проверены, какие темы изучены в парах, какие темы ученик сам передал (обучал) другому, по каким темам сделаны доклады, над чем работает в данный момент ученик и т.д.

                                    

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ.

         Основная идея организации занятий проста, сначала      ученикам раздаются темы изучаемой программы так, что разные ученики получают   разные темы. Каждый ученик самостоятельно изучает свою тему и сдает учителю. Потом ученики, обучая друг друга, изучают свою программу.

         Однако этот процесс нуждается в специальной организации и управлении. Как это делается?

         Предположим, изучаемая программа состоит из следующих тем: Т, Т2, Т3, Т4, Т5, Т6. При этом предположим, что тема Т3 зависит от Т1, тема Т4 зависит от темы Т2, Т5 – от Т1 и Т2, а Т6 – от тем Т3, Т4, Т5.

         Для наглядности нарисуем схему зависимостей тем:

         Т1---------------------------------------Т3

           Т5 _________________________ Т6

            Т2 _________________________ Т4

         Предположим, что группа ученик Уч1, Уч2, Уч3, Уч4, Уч5 и Уч6 приступают к изучению этой программы.

         Составим план работы.

         Итак, для каждого ученика составлен индивидуальный план работы. В тех случаях, когда очередной пункт индивидуального плана невозможно выполнить (занят учитель или товарищ, с которым предстояло работать), ученик занят выполнением задач третьей группы, пройденных тем или по возможности выполняет следующий пункт плана.

         При необходимости индивидуальный план может корректироваться в ходе работы. Заметим, что нет необходимости и нецелесообразно   составлять   план на длительный период работы. При ежедневных занятиях по 2-3 часа в день, удобно составлять план работы на неделю.

 

 

 

 

 

Уч1

Сам из.Т1

Сдает Т1

Раб.с уч4,пер.Т1,получ.Т2

Сам изуч.Т5

Раб.с уч.2,пер

Т5,пол.Т3

Раб с уч

2,пер.Т5,

пол.Т3

Раб.с Уч3,

Пер.Т5,

Получ.Т4

Решен.задач 3 гр.

Уч2

Сам изуч

Т1

Решает зад3 групп

Сдает тему 1

Раб.с Уч5,перед Т1,получ.Т2

Раб. С Уч3,перед.Т2,получ.Т3

Раб.с Уч1,перед.Т3,получ.Т5

Раб.с Уч4,перед.Т3,получ.Т4

Сам изуч.Т6

Уч3

Сам изуч.Т1

Сдает Т1,

Сам изуч.Т3

Сдает Т3

Раб.с Уч2,перед.Т3,получ.Т2

Раб.с Уч6,перед.Т3, получ.Т4

Раб.с Уч1,перед.Т4, получ.Т5

Реш.зад.3 группы

Уч4

Сам изуч.Т2,

Сдает Т2

Раб.с Уч1,перед.Т2,получ.Т1

Сам изуч.Т5

Сдает Т5

Раб.с уч5,перед.Т5,получает Т4

Раб.с уч2,перед.Т4,получ.Т3

Решение задач 3 группы

Уч5

Сам изуч.Т2,

Реш.зад.3 гр.

Сдает Т2

Раб.с уч2,перед.т2,получ.Т1

Раб.с уч6,перед.Т1,получ.Т4

Раб.с уч4,перед.Т4,получ.Т5

Раб.с уч6,перед.Т5,получ.Т3

Сам изуч Т6

Уч6

Сам изуч.Т2

Сдает Т2

Сам изуч.Т4

Сдает Т4

Раб.с уч6,перед.Т4,получ.Т1

Раб.с уч3,перед.Т4,получ.Т3

Раб.с уч5,перед.Т3,получ.Т5

Решение задач 3 группы

 

 

 Ход занятий отражается на доске учета, которая представляет из себя   обычную таблицу следующего типа:

 

 

Т1

Т2

Т3

Т4

Т5

Т6

Ученик 1

+

+

 

 

 

 

Ученик 2

+

+

 

 

 

 

Ученик 3

+

 

+

 

 

 

Ученик 4

+

+

 

 

 

 

Ученик 5

+

+

 

 

 

 

Ученик 6

 

+

 

+

 

 

 

В этой таблице знаком «+» отмечены изученные темы, а знаком «.» - тема, над изучением которой в данный момент работает ученик. Можно использовать и другие знаки для дополнительной информации. Например, те темы, которые ученик изучал самостоятельно, можно отметить красным цветом, а темы, которые ученик     хоть один раз передал другому (обучал), можно обвести    кружочком.

 

                             КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА

 

         Следует четко разделить контроль и учет.

         Ученик    контролируется в разных ситуациях: когда решает задачи, самостоятельно изучает тему, обучает товарища.

Можно организовать специальные контрольные работы в виде выполнения индивидуальных заданий.

         Более подходящими являются зачеты и экзамены. Их можно организовать как промежуточные, по отдельным разделам, так и подытоживающие в конце четверти,    полугодия         или года.

         Следует иметь в виду, что при работе по этой методике (и вообще при коллективных занятиях) оценка за труд (отметка) открытая, т.е. учащийся имеет возможность изучать каждую тему до отличного уровня усвоения.

        

                                                 Замечания

 

         При работе по данной методике ученик одни темы изучает сам, другие ему передают товарищи. Есть опасность недостаточно качественного освоения темы при самостоятельном ее изучении, искажения фактов и потери информации при взаимообучении. Поэтому каждая тема, которая изучается самостоятельно, в обязательном порядке сдается преподавателю. А для предупреждения потери информации обучение следует вести строго по пунктам плана темы,   который должен быть достаточно подробным.

         Для того, чтобы обучение не превратилось в обычный пересказ, появилась необходимость выделить задачи первой группы, которые решаются после каждого пункта (см. п. «Работа в паре»).

         Следует отличать «Методику взаимопередачи тем» от «Методики взаимообмена заданиями». Они существенно отличаются и по назначению и по организации работы. «Методика взаимообмена заданиями» более подходит к случаю, когда необходимо освоить способы решения типовых (стандартных) задач, ознакомиться с новыми фактами и формулами, научиться ими пользоваться в стандартных     ситуациях.

         Методику «взаимопередачи тем»   можно использовать при изучении теории, разборе доказательств и аргументации.

                                   

         Пример использования элементов методики «взаимопередачи тем»

 

         Организация коллективных занятий предполагает особый режим и расписание работы. Поэтому использование методики «взаимопередачи тем» не всегда возможно. Сказывается и субъективный фактор: например, недостаточный уровень умения ученика самостоятельно изучать тему, составлять план ее, обучать другого.

         В связи с этим, иногда приходится использовать только       отдельные моменты, идеи, элементы этой методики, постепенно подготавливая возможность полного ее применения.

         Покажем это на одном примере.

         Предмет «История» во многих классах изучается по 2 часа в неделю. Если организовать сдвоенные уроки (по 90 минут), то получится один раз в неделю. В таких случаях нецелесообразно использовать методику Ривина, зато методику «взаимопередачи тем» можно использовать в следующем, к примеру, варианте.

         1 этап. Преподаватель выбирает (или составляет) несколько ключевых абзацев изучаемой темы. Предлагает ученикам в течение 2-3 минут разобраться в содержании первого абзаца, озаглавить его. Эту работу ученики выполняют,     работая в паре, каждый со своим соседом по парте. Здесь важно, чтобы ученики научились совместно обсуждать, выдвигать разные гипотезы (версии, варианты), аргументировать свои утверждения, совместными усилиями находить подходящий вариант.

         Далее учитель организует общегрупповое обсуждение. Он спрашивает учеников, какие появились варианты заглавий абзаца (удобно их зафиксировать на доске), предлагает им      аргументировать предложения и отнестись к предложениям других, устраивает дискуссию между учениками. На основе этой дискуссии учитель раскрывает определенную часть темы

Таким же образом организуется работа по изучению остальных абзацев.

2 этап. После того, как ученики приобрели определенные навыки проработки   и озаглавливания абзацев, можно предложить ученикам изучать и озаглавливать не отдельные абзацы, а всю тему.

Ученики по прежнему работая в постоянных парах,   изучают новую тему, прорабатывая каждый абзац и озаглавливая его. В итоге у учеников появляется подробный план данной темы.

Далее учитель организует общегрупповое обсуждение, в ходе которого сопоставляются составленные учениками планы тем, проверяется правильность освоения содержания темы и т.д.

3 этап. Часть учеников изучает в постоянных парах одну тему, вторая –

другую. Далее образуются пары учеников из первой и второй групп. В новых парах ученики обучают друг друга. В конце организуется общегрупповое обсуждение по обеим темам.

         На этом этапе учитель обращает внимание на развитие у учеников навыков обучения. Особо важно учить учеников умению поставить нужный вопрос.

         4 этап. Учитель предлагает ученикам дома изучить новую тему. При этом разным ученикам предлагаются разные темы. А в классе ученики, обучая друг друга в парах сменного состава, осваивают всю программу.

 

                                                  ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

         Программа 9 (8) класса включает по алгебре разделы:

         ЛНС – линейные неравенства и системы

         ЧФ – числовые функции

         КФ – квадратная функция

         РУН – решение уравнений и неравенств

         СРП – степень с рациональным показателем

         ЭТ – элементы тригонометрии

         П – прогрессии

         Здесь возможны следующие маршруты изучения программы:

         1 маршрут                     ЛНС, ЧФ, КФ, РУН, СРП, ЭТ, П

         П маршрут                     ЛНС, КФ, РУН, ЧФ, ЭТ, П, СРП

         Ш маршрут                    П, СРП, ЭТ, ЛНС, КФ, ЧФ, РУН

         1У маршрут                   КФ, ЛНС, РУН, ЭТ, П, СРП, ЧФ

         Заметим, что в свою очередь, например, раздел «Прогрессии» можно разделить на темы:

         П1 – прогрессии

         П2 – геометрические прогрессии

         П3 – арифметические прогрессии

         Тогда изучение этого раздела возможно по маршрутам:

         П1, П2, П3

         П1, П3, П2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий