Обратная методика Ривина

15 июля 2013 -

Департамент образования Павлодарской области

Институт повышения квалификации педагогических кадров

 

Описание: Логотип

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации к организации работы по ОМР

 (КСО)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Павлодар, 2007

 

Рекомендовано Экспертным Советом Областного Института повышения квалификации педагогических кадров

 

 

 

 

 

 

Авторы:

 

Руколеева Л. В., методист кабинета оценки качества и развития образования Павлодарского ИПК ПК,

Никитина М. В. , учитель СШ №34 г. Павлодара

 

       

 

Научный руководитель и рецензент:   

 

Серёменко Н.П.,

заведующая кабинетом оценки качества и развития образования Павлодарского ИПК ПК

 

 

 

 

 

         Назначение пособия – дать подробные рекомендации к организации работы по «методике обратная Ривина» на примере модуля по литературному чтению для 2 класса «Мы в ответе за все живое на планете». В пособии содержится краткая предыстория методики, описание методики, рекомендации к проектированию и организации учебного процесса с использованием «обратной методики Ривина» (ОМР).

        

 

 

Обратная методика Ривина как средство и способ достижения образовательных результатов в 12-летней школе.

 

Согласно заявленной цели и задачам 12-летнего среднего образования, ориентированного на результат, регламентированы следующие образовательные результаты:

- социализация обучающихся – личностные результаты в виде системы ориентаций и ценностей;

- метапредметные результаты – сформированные ключевые компетентности как универсальные способы деятельности, используемые при решении проблем в рамках учебно-воспитательного процесса и реальных жизненных ситуациях; 

- предметные результаты обучения – освоенные знания, умения, навыки и компетентности по образовательным областям.

Личностные результаты успешной социализации обучающегося на уровне начального образования определяются следующими достижениями:

- освоением нового вида социально-значимой деятельности – учебной деятельности и основами социального сотрудничества.

- наличием первоначального представления о национальных и общечеловеческих ценностях и значении их для личности: «Я – человек, коллективист, патриот, гражданин», Родина, Земля, Мир, Природа;

- пониманием значимости единства народов, важности межнациональных отношений и толерантности для сохранения мира в казахстанском обществе и на планете;

- наличием представлений о новых социально значимых ролях (ученик, член коллектива, одноклассник и др.);

- усвоением основ знаний и умений духовно-нравственного поведения, осознанием межэтических норм поведения в детском коллективе, установлением прочных дружеских контактов;

- осознанием основ межличностных отношений в детском сообществе и стремлением к утверждению позитивного социального статуса в нем;

- пониманием роли труда в жизни человека и общества, наличием первоначальных представлений о многообразии профессий;

- знанием культурных ценностей своего и других народов, проживающих в Республике Казахстан;

- наличием первоначальных экологических знаний и умений, пониманием необходимости защиты природы;

- усвоением навыков личной и санитарной гигиены, основ физической культуры;

- представлением об особенностях мужского и женского пола и стереотипах гендерного поведения.

Личностные результаты успешной социализации обучающегося на уровне основного среднего образования определяются следующими достижениями:

- владением культурой общения со сверстниками и другими участниками педагогического процесса как основой развития нравственной и социальной взрослости, освоением новых социальных ролей; 

- осознанием мировоззренческих проблем (собственный социальный статус в коллективе сверстников и других), наличием позитивных установок и действий на их основе;

- наличием потребности в духовно-нравственном, гражданско-патриотическом, активно-созидательном образе жизни и осуществление её в своих поступках и деятельности;

- усвоением умений и навыков социальных отношений в школе и вне её (организации дополнительного образования, спортивно-оздоровительные, культурно-просветительские учреждения и других);

- умением использовать систему представлений, знаний о себе, о личности другого человека для формирования поведенческих линий в коллективе и других социальных группах;

- умением участвовать в различных видах деятельности с целью самореализации и самоопределения;

- осознанием значимости выбора будущего профиля обучения и сферы профессиональной деятельности;

- наличием интереса и потребности овладения достижениями и ценностями мировой культуры;

- осознанием моральной ответственности за состояние окружающей среды и заботой о ней во всех видах деятельности;

- осознанием здоровья как ценности и условий реализации жизненных планов в современном социуме;

- усвоением знаний, умений и навыков адекватного гендерного поведения.

Личностные результаты успешной социализации обучающегося на уровне общего среднего образования определяются следующими достижениями:

- осознанием значимости учебно-профессиональной и других социально - значимых видов деятельности (социального сотрудничества) как средства подготовки к самостоятельной жизни и труду;

- наличием целостного мировоззрения как системы взглядов и убеждений на окружающую действительность, позитивного отношения к самому себе, природе, обществу и умений действовать в соответствии с ними;

- осознанием своей индивидуальности и готовности к личностному саморазвитию, самоопределению, самореализации;

- умением использовать опыт социальных связей, отношений в школе и вне ее;

- освоением принципов адекватной самооценки, саморегуляции, самоконтроля;

- участием во всех видах деятельности в соответствии с принципами и убеждениями духовно-нравственного, гражданско-патриотического, активно-созидательного образа жизни;

- наличием потребности и готовности к общению в неформальных, разновозрастных коллективах и группах, подчиненных нормам специфической молодежной субкультуры;

- сознательным осуществлением выбора будущей профессиональной деятельности и определением жизненных планов;

- осознанием себя гражданином мира, владением качествами поликультурной личности;

- систематическим участием в деятельности по защите окружающей среды, в общественных акциях, компаниях, волонтерских движениях;

- наличием потребности и готовности к здоровому образу жизни;

- осознанием и ощущением себя как достойного представителя определенного пола, будущего семьянина.

 Для достижения новых образовательных результатов необходимо и по-новому организовывать учебный процесс, а именно, на компетентностной, личностно-ориентированной и деятельностной основе.

На курсах повышения квалификации в Павлодарском ИПК ПК учителя осваивают философские, методологические, теоретические основы организации учебного процесса, ориентированного на достижение образовательного результата. Одним из механизмов организации такого учебного процесса являются технологии и методики КСО.

Назначение данного пособия – дать учителям, организующим коллективные учебные занятия, подробные рекомендации к организации занятий с использованием обратной методики Ривина. В пособие включен небольшой экскурс в историю создания этой методики, описание механизма организации учебной деятельности по методике, пример планирования учебного модуля, включающего работу по ОМР

 

Небольшой экскурс в историю создания методики ОМР

 

         Вся жизнь человека построена на основе взаимодействия. Поэтому в основе организации деятельности учащихся по методике обратная Ривина лежит взаимодействие учащихся в парах сменного состава (ПСС). Организация учебного процесса на основе взаимодействия учащихся в ПСС – это основная идея и научная находка А. Г. Ривина, талантливого педагога, период активной практико-педагогической деятельности которого охватывает начало ХХ века вплоть до 40-х годов. До современников дошли описания многочисленных подходов и приемов Ривина и его учеников к реализации на практике этой смелой идеи, позволяющей осваивать учащимся общие способы мышления и коммуникации (ключевые компетентности). Однако в массовой практике целью образования являлись специальные умения и навыки, а не развитие интеллектуальных способностей, способов мышления и коммуникации учащихся, поэтому открытия великого новатора остались вне внимания современных ему академических педагогических кругов. Накопленный А. Г. Ривиным и его последователями опыт послужил эмпирическим материалом для научных исследований и обобщений в середине ХХ века, а именно, в исследованиях В. К. Дьяченко. Ключевым в подходе В. К. Дьяченко является вопрос о сущности обучения: обучение есть взаимодействие между теми, кто имеет знание и опыт и теми, кто их приобретает, причем теми, кто имеет знания и кто их приобретает, могут быть и сверстники, знающие различный учебный материал и обучающие друг друга, согласно еще одной идее А. Г. Ривина – «полученное - передай», т.к. «обучая других, мы сами учимся».   В. К. Дьяченко явился инициатором организации коллективных занятий по методике Ривина в 1983-1984 учебном году в Красноярском государственном университете, в которых участвовал также М. А. Мкртчян как преподаватель высшей математики, что положило начало становлению методологии, теории и практики КСО. Этот опыт описан в книге В. К. Дьяченко «Новая дидактика», а механизм организации учебной деятельности по методике Ривина (а также по другим методикам работы в парах сменного состава) подробно изложен в брошюре М. А. Мкртчяна «Коллективный способ обучения». Проектно-разработческие и практико-внедренческие площадки по осуществлению идей КСО появились не только в Красноярске, но и в гг. Казани, Джезказгане, Караганде, Ярославле, а также в г. Павлодаре под руководством Н. П. Серёменко.

           

Механизм организации учебного взаимодействия

 по методике ОМР

 

 Если для организации работы по методике Ривина нужны особым образом построенные тексты, а результатом является план текста, составленный во время его поабзацной проработки в ПСС по особому алгоритму и его понимание, то для организации работы по методике, которую условно можно назвать «обратная методика Ривина», наоборот, нужен план для поэтапного восстановления текста в ПСС.

 

1. Основные моменты методики.

У каждого ученика (студента, члена рабочей группы) своя тема. Каждый ученик получает подробный план своей темы. Его задача - по плану восстановить содержание темы и оформить текст содержания.

Для проработки первого пункта своего плана ученик находит себе напарника, с которым совместно читает этот пункт, обсуждает, воспроизводит содержание, которое может соответствовать этому пункту плана. Далее напарники обсуждают возможный вариант оформления найденного содержания в текст небольшого абзаца. Этот текст первый ученик пишет у себя в тетради. После этого он таким же образом помогает своему товарищу воспроизвести содержание соответствующего пункта плана, оформить его в письменный текст и записать абзац в его тетрадь.

Для проработки второго пункта своего плана ученик находит нового напарника, рассказывает ему содержание первого пункта плана, далее с ним читает второй пункт плана (при необходимости они могут обращаться к разным источникам, например, использовать учебники, книги, энциклопедии ).

Далее общими усилиями напарники оформляют полученное содержание в письменный текст и записывают в тетрадь первого ученика в форме очередного абзаца. После этого ученик помогает своему товарищу разобраться в очередном пункте плана, предварительно слушая его пересказ содержания предыдущих пунктов плана. После того, как очередной абзац товарища записан в его тетрадь, пара расходится.

Итак, для проработки каждого очередного пункта плана, ученик находит себе нового напарника, предварительно рассказывая ему содержание предыдущих пунктов плана, обсуждает с ним очередной пункт плана, воспроизводит возможное содержание этого пункта, совместно с товарищем оформляет полученное содержание в текст и записывает этот текст в виде абзаца в свою тетрадь. Потом он таким же образом помогает своему товарищу разобраться в его очередном пункте плана, оформить полученное содержание в текст и записать текст в виде абзаца в свою тетрадь.

Прорабатывая все пункты плана, ученик в итоге получает целостный текст своей темы. После этого он может взяться за другую тему и, имея план новой темы, прорабатывать его аналогичным образом.

 

2. Ситуации использования обратной методики Ривина

 

2.1 Обратную методику Ривина можно использовать при организации написания сочинения по программным темам. При этом учитель должен предварительно составить планы (подробные) сочинений.

2.2 . Можно использовать данную методику при организации написания рефератов. В этом случае учитель составляет план рефератов, указывает источники и распределяет темы рефератов с планами между теми учениками, которые должны приступить к написанию рефератов.

Заметим, что защита рефератов может служить одной из форм организации экзаменов (промежуточных и итоговых).

2.3. Методику вполне можно использовать при организации изучения программного материала, особенно в тех случаях, когда по какой-то причине изучаемая тема неудовлетворительно изложена в учебниках. Например, такая ситуация сложилась сейчас для истории, литературы, географии.

2.4. В КСО-движении существует вариант использования обратной методики Ривина при решении математических задач

2.5. Возможно применение методики в варианте, когда ученикам не даётся план темы. В случае, когда план отсутствует, ученик, работая в парах с другими учениками, сначала составляет план темы. Например, при написании сочинения по определённой теме ученик со своим товарищем обсуждает тему сочинения, проговаривает возможный вариант плана сочинения. Потом таким же образом он может беседовать с товарищем о плане сочинения товарища.

Далее ученик находит другого товарища, с ним обсуждает вариант плана сочинения, полученный в ходе работы с предыдущим напарником, при необходимости откорректирует план. Потом помогает напарнику разобраться в его вопросах и т. д. Таким образом, работая с разными товарищами, ученик в конце концов получает удовлетворительный вариант плана сочинения, после чего приступает к написанию сочинения, продолжая работу по обратной методике Ривина.

 

Методика ОМР как часть целостной системы при деятельностном и компетентностном подходах к организации учебного процесса

 

Приведем пример проектирования учебной деятельности по модулю «Мы в ответе за всё живое на планете!» (литературное чтение, 2 класс), где ОМР – часть единого образовательного процесса.

Содержание среднего образования с 12-летним сроком обучения ориентировано на достижение каждым обучающимся результатов образования, определяемых Стандартом, в виде сформированных ключевых компетентностей:

- компетентность разрешения проблем;

- информационная компетентность;

- коммуникативная компетентность.

К умениям коммуникативной компетентности относятся умения использовать разнообразные средства устной и письменной коммуникации для решения своих задач в конкретных жизненных ситуациях; осуществлять продуктивное взаимодействие, вступая в диалогическое общение, разрешая конфликтные ситуации; строить коммуникацию в группе с людьми для получения общего результата.

 

Стандарт по формированию коммуникативной компетенции составляем на основе программы формирования коммуникативных умений для начальной школы, той части, что относится к программе второго класса.

 

 

 

 

Стандарт модуля по формированию

коммуникативной компетенции.

 

Аспект

2 класс

Письменная коммуникация

- понимание смысла прочитанного: ответы на вопросы по содержанию текста

- построение доказательного высказывания с опорой на текст

- установление последовательности действия в описании события

- умение написать небольшой текст, умение интерпретировать его

Диалог

- умение задавать наводящие вопросы

- умение отстаивать свое мнение

- умение аргументировать

- умение выражать согласие, несогласие

- умение относиться к высказыванию

- умение формулировать вопросы к собеседнику

 

Стандарт модуля по формированию

предметных ЗУНов

 

Обязательный уровень

Базовый уровень

Учащиеся должны различать:

- выразительные средства языка, их особенности (эпитет, сравнение, олицетворение)

Учащиеся должны уметь:

- называть изученные произведения, их авторов,

- отвечать на вопросы к тексту, ориентироваться в смысловом содержании

- подробно пересказывать содержание текста

- заниматься творческой работой

- читать наизусть произведения художественной литературы

- инсценировать произведения

 

Работа с текстом:

Понимание смысла прочитанного: ответы на вопросы по содержанию текста, построение доказательного высказывания с опорой на текст.

Установление последовательности действия в произведении,

Деление текста на логически законченные части, их озаглавливание.

 

 

 

 

 

 

На основе стандарта формулируем цели и задачи модуля.

 

Цель модуля:

1.     Создать условия для формирования коммуникативной компетентностей учащихся через организацию учебной деятельности по овладению идейно-эстетическим содержанием художественных произведений.

2.     Создать условия для освоения умений отвечать на вопросы к тексту, ориентироваться в смысловом содержании, находить в тексте выразительные средства языка и их особенности, подробно пересказывать содержание текста, заниматься творческой работой, инсценированием и выразительным чтением произведений.

3.     Создать условия для воспитания умений сотрудничества.

 

Задачи:

 

1.     Подготовить дидактический материал для организации познавательной деятельности детей.

2.     Организовать самостоятельную познавательную деятельность детей по освоению понятий модуля и умений коммуникативной компетентности.

3.     Организовать рефлексию.

4.     Организовать мониторинг результатов деятельности.

 

 

Для организации учебной деятельности по модулю необходимо актуализировать знания о том, что такое эпитет, сравнение, олицетворение. Для этого проводятся уроки по методике эвристической карточки.. Такие  уроки можно проводить перед (и после) коллективного чтения текстов по методике обратная Ривина, до и после написания сочинений. Следует иметь в виду, что круг минимальных литературоведческих понятий вводится не с целью овладения литературными понятиями и знаниями, а для того, чтобы оказать обучающимся младших классов помощь при ориентировке в мире детской литературы, научить их осознанно читать и чувствовать художественное произведение, подготовить к более глубокому изучению литературы на уровне основного среднего образования.

 

Формирование коммуникативной компетенции происходит в организации учебной деятельности, содержанием которой является чтение и элементарный анализ текстов модуля в ПСС. Для этого учитель организует коллективную работу по методике обратная Ривина. Учитель готовит набор карточек – столько, сколько текстов нужно прочитать. Если текстов меньше, чем учащихся в классе, некоторым учащимся даются одинаковые карточки. Желательно, чтобы одинаковые карточки были одинакового цвета, для того, чтобы учащимся легче было найти партнера, у которого другие задания (карточка другого цвета). Перед началом работы по методике обратная Ривина учащимся дается подробная инструкция и алгоритм на каждую парту. Для работы каждый ученик получает карточку и записывает ее номер и название себе в тетрадь, в табло учета ставит точку. Затем выбирает себе партнера. Как правило, сначала это сосед по парте. Затем учащиеся начинают работать по алгоритму. Работа организуется в два этапа. Между ними можно организовать один из уроков по эвристической карточке.

Часть 1.

1. Определитесь, по какой карточке сначала будете работать. Положите ее на середину парты.

2. Прочти первый вопрос своей карточки напарнику. Начинай читать текст (вполголоса). Когда в тексте найдете ответ, запиши его себе в тетрадь.

 3. Проработайте таким образом все вопросы и задания карточки.

4. Таким же образом работайте над карточкой партнера. Теперь он записывает ответы в свою тетрадь.

5. Покажите учителю, правильно ли вы ответили на все вопросы. Если правильно, поставьте в табло учета плюс.

 

Часть 2.

У каждого учащегося есть выполненное задание. Теперь начинается работа в парах сменного состава (ПСС)

 

1. Сядьте в новую пару. Для этого посмотрите, кто уже выполнил работу и сидит один за партой, и карточка у него другого цвета (значит, в ней другие задания).

2. В новой паре перескажи партнеру свой текст.

3. Пусть партнер задаст тебе какой-нибудь вопрос по содержанию текста, а ты ответь на него.

4. Теперь напарник пересказывает тебе свой текст, а ты задаешь ему вопросы.

 3. Поставьте еще один плюс в табло учета напротив того произведения, которое тебе пересказал напарник.

4. С новой карточкой найди нового напарника. Продолжай работать, пока не узнаешь содержание всех текстов раздела от разных напарников.

 

После этого проводится тест по содержанию текстов.

Для инсценирования учащимся рекомендуется произведение «Как Человек с Землей поспорил», наизусть выучить стихотворения: «Не рви цветов», «Жеребенок», «Ходит солнышко по кругу», «Навсегда», прозаический отрывок «Человек никогда не должен забывать, что и он сам – часть природы» (В. М. Песков)

Для организации заучивания стихотворений наизусть используем алгоритм методики Ривина для заучивания стихотворений наизусть.

 

 

 

 

Алгоритм.

1.           Прочтите вслух первую строфу своего стихотворения напарнику. Он мысленно рисует картинку, созданную поэтом. Затем он читает – вы представляете.

2.           Разобраться в значении каждого слова, словосочетания, строки, предложения, всей строфы. Диалог по поводу этого. При обсуждении каждого слова можно его зарисовать каким-нибудь значком-символом.

3.     Попробовать пересказать наизусть первую строфу. Можно пользоваться значками

4.           Работаем над строфой напарника: представляем картины, читая и слушая, диалог. Почувствовать звучание каждого слова, его уникальность и особое место в тексте, глубинный смысл

5.           Меняем напарника. Читаем все, что изучили в предыдущих парах, затем работаем над следующей строфой.

 

Для учета работы используется табло учета.

Табло учета.

ФИ уч-ся

 ОМР-1 Человек и Природа. В. М. Песков

 

ОМР-2 Кто, если не ты? М. Алимбаев

ОМР-3 Как человек с Землей поспорил

ОМР-4 Не рви цветов. Л. А. Чарская

ОМР-5 Сова. В. В. Бианки

ОМР-6 Жеребёнок. Сапаргали Бегалин.

ОМР-7 Жук на ниточке. Э. Ю. Шим.

ОМР-8Тёма и Жучка. Н. Гарин-Михайловский

ОМР-9 Беспризорная кошка. Б. С. Житков.

 

ОМР-10Ходит солнышко по кругу И.П. Токмакова

ОМР-11 Ребята и утята. М. М. Пришвин.

 

ОМР-12 Верблюд и мальчик.По Тангрыкулиеву

Тест

Чтение наизусть

Сочинение

Участие в дискуссии

Участие в литературной игре «Что? Где? Когда?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          

         Для организации коллективной работы по написанию сочинений по методике обратная Ривина учитель готовит карточки с темами сочинений и планами к ним. Каждый ученик получает свою тему и план. Садится в пару. Партнеры договариваются, над чьей темой поработают вначале. Читают тему. Читают первый пункт плана, обсуждают, что можно написать по содержанию этого пункта. Хозяин карточки записывает себе в черновик одно-два предложения, партнер проверяет правильность написания. Таким же образом напарники прорабатывают первый пункт плана второго ученика. Он записывает себе в тетрадь результат совместной работы. Пара расходится в новые пары к учащимся с другой темой. В новой паре ученик вначале рассказывает, какая у него тема, какой первый пункт плана, напарник может дополнить содержание первого пункта плана. Затем ученик читает напарнику, что уже написано, вместе они добавляют новое и корректируют написанное. После этого начинается работа над оформлением содержания второго пункта плана. Так в новых парах постепенно рождается текст сочинения. Учащимся необходимо оставить время для того, чтобы переписать свое сочинение на чистовик (или можно оставить эту работу на дом, а в классе попросить нескольких учащихся прочитать готовые сочинения). К темам этих сочинений можно возвращаться неоднократно, например, на уроках по развитию речи при обучении различным типам речи – описанию, рассуждению.

Организация дискуссии по теме модуля.

 

Завершить изучение блока можно организацией дискуссии по теме. Вопрос можно взять такой, который учащиеся уже обсуждали в парах: например, Можно ли отношения между человеком и животными назвать дружбой? Или Человек – часть природы или царь природы?

Главными чертами учебной дискуссии является то, что она представляет собой целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради поиска истины. Взаимодействие и самоорганизация участников - не поочередные ответы на вопросы учеников друг к другу, не высказывания в ожидании его оценки, но обращение учеников друг к другу, обсуждение самих идей, точек зрения, проблемы; организационные усилия, соблюдение правил обсуждения со стороны самих учеников. Дискуссия уступает изложению по эффективности передачи информации, но высоко эффективна для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций.

Сложности при проведении дискуссии. Настоящая дискуссия не должна превращаться в средство формулирования заранее заданного тезиса (хотя нередко случается, что дискуссия становится действенным средством убеждения в той или иной точке зрения). В ходе настоящей дискуссии каждый участник свободно мыслит и выражает свою точку зрения. Особые задачи стоят перед руководителем дискуссии: он должен не столько направлять,   сколько   стимулировать,   побуждать участников к обмену точками зрения. Обмен мнениями между участниками должен происходить свободно.

Начало дискуссии. Проведение дискуссий связано с наличием “подводных камней”, в том числе – связанных с началом дискуссии. Учителю необходимо позаботиться о том, чтобы ученики ясно представили себе предмет и общие рамки дискуссии, и порядок ее проведения. Организуя дискуссию, необходимо создать благоприятную, психологически комфортную обстановку. Например, размещение участников должно быть таким, чтобы каждый мог видеть лицо каждого, т.е. расположение учеников по кругу. В содержательном плане важным является предварительное прояснение темы, вопроса. Вводная часть строится так, чтобы актуализировать имеющиеся у учеников сведения, ввести необходимую информацию, создать интерес к проблеме.

Руководство ходом дискуссии. По ходу дискуссии от учителя требуется немалое искусство, чтобы его участие не сводилось к директивным репликам или высказыванию собственных суждений. В содержательном плане основное средство в руках учителя - это вопросы. Умелое использование вопросов, краткая запись ключевых моментов текущего обсуждения на доске - вот те внешне несложные приемы, которыми пользуется опытный учитель.

Приемы, стимулирующие познавательную активность и творческую инициативу. Продуктивность генерации идей повышается, когда учитель:

- дает время, чтобы ученики могли обдумать ответы;

- избегает неопределенных, двусмысленных вопросов;

- обращает внимание на каждый ответ (не игнорирует ни одного ответа);

- изменяет ход рассуждений ученика - расширяет мысль или меняет ее направленность;

- уточняет, проясняет высказывания детей, задавая уточняющие вопросы;

- предостерегает от чрезмерных обобщений;

- побуждает учащихся к углублению мысли.

Ход дискуссии. Вопросы - не единственное средство руководства дискуссией. Часто рекомендуемый метод побуждения к высказыванию - предложение продолжить высказывания на данную тему. Лучше всего формулировать их в косвенной форме.

В опыте проведения учебных дискуссий значительное место принадлежит созданию атмосферы доброжелательности и внимания к каждому. Но как быть с ошибками? Одно из правил ведения дискуссии состоит в том, чтобы воздерживаться от какого бы то ни было высказывания одобрения или неодобрения. В то же время не следует оставлять без внимания нелогичность рассуждений, явные противоречия, необоснованные, ничем не аргументированные высказывания. Общий подход обычно состоит в том, чтобы тактичными репликами (обычно посредством вопросов) прояснять основания утверждений, фактические данные, поддерживающие высказываемое мнение, побуждать задуматься о логических следствиях высказываемых идей.

Важным элементом руководства обсуждением служит и сосредоточение всего хода дискуссии на ее теме, фокусирование внимания и мыслей участников на обсуждаемых вопросах. При продолжительном обсуждении есть смысл проводить промежуточное подведение итогов дискуссии. Подводя текущие итоги обсуждения, учитель обычно останавливается на одном из следующих моментов дискуссии:

-         резюме сказанного по основной теме, обзор представленных данных, фактических сведений;

-         суммирование, обзор того, что уже обсуждено, и вопросов, подлежащих дальнейшему обсуждению;

-         переформулирование, пересказ всех сделанных к данному моменту выводов;

-         анализ хода обсуждения вплоть до текущего момента.

Чтобы предупредить чрезмерный эмоциональный накал дискуссии, учитель может ввести некоторые правила, например,

- каждое высказывание должно быть подкреплено фактами;

- каждый участник должен иметь возможность высказаться;

- каждое высказывание, позиция должны быть внимательно рассмотрены;

- в ходе обсуждения недопустимо “переходить на личности”, навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания;

- выступления должны проходить организованно, каждый участник может выступать только с разрешения ведущего;

- повторные выступления могут быть только отсроченными, недопустима перепалка между участниками и т.д.

Анализ и оценка дискуссии. Педагогическая ценность дискуссии возрастает, если помимо предметного содержания осмыслению подвергается и сам процесс обсуждения. Как показывает опыт, целесообразно проводить рефлексию своей работы в конце дискуссии. Простейший вариант анализа связан с совместным обсуждением следующего круга вопросов:

1. Выполнила ли групповая дискуссия намеченные задачи?     

2. В каких отношениях мы не достигли успеха?                        

3. Отклонялись ли мы от темы?

4. Принимал ли каждый участие в обсуждении?

5. Были ли случаи монополизации обсуждения?

Дидактический материал для организации коллективных учебных занятий.

Компетентностно-ориентированное задание

         Компетентностно-ориентированные задания призваны сформировать умения:

- понимание смысла прочитанного: ответы на вопросы по содержанию текста

- построение доказательного высказывания с опорой на текст

- установление последовательности действия в описании события

- умение задавать наводящие вопросы

- умение отстаивать свое мнение

- умение аргументировать

- умение выражать согласие, несогласие

- умение относиться к высказыванию

- умение формулировать вопросы к собеседнику

 

Задание

Ответ

1. Прочитай выразительно текст напарнику. Отметь «+» и «-», которые тебе поставил напарник.

А

    По слогам

 

Б

    Целыми словами

 

В

    Плавно

 

Г

    Без ошибок

 

Д

    С правильной интонацией

 

Е

   Соблюдал паузы

 

2. Отметь верные утверждения «+» неверные «-»

по содержанию текста.

А

Мир украшает пение птиц, запах цветов, зверушки.

 

Б

Мы наблюдаем, как растут растения.

 

В

Звери ловкие и сообразительные.

 

Г

Когда мы видим красоту природы, мы становимся добрее.

 

Д

Только человек может помочь природе

 

Е

Земля – просто планета

 

Ж

Любить Родину – это значит заботиться о природе.

 

3. Ответь на вопросы (устно)

 

Почему Земля не просто планета, а наш дом?

 

 

Кто, кроме человека, живет в нашем общем доме?

 

 

Как человек может помогать природе?

 

 

Озаглавь текст.

 

4. Раздели текст на смысловые части черточками. Озаглавь каждую часть, запиши названия частей:

1

 

2

 

3

 

5. Перескажи текст напарнику. Поставь «+» и «-», которые тебе поставил напарник

 

Рассказал все по порядку

 

 

Рассказывал подробно

 

 

Рассказывал самостоятельно, без помощи

 

       

КОЗ-1. Человек и Природа. В. М. Песков

 

 

 

 

Задания к текстам модуля для учебного взаимодействия

 по ОМР

 

ОМР-1. Человек и Природа. В. М. Песков

Вопросы к абзацам:

1.     Что делает мир прекрасным?

2.     Что делает нас доверчивее и добрее?

3.     Кто единственный может помогать природе?

4.     Что значит любить свою Родину?

Задания:

1.     Общение с Природой (по В. Пескову) делает нас:

           А) более доверчивыми, добрыми,

           Б ) более наблюдательными,

           В) более творческими.

2.     Почему Землю можно назвать нашим единственным домом? Нашим общим домом?

3.     Чем Человек отличается от своих «соседей по планете»?

4.     Сформулируй главную мысль текста.

 

ОМР-2. Кто, если не ты? М. Алимбаев

 

Вопросы к строфам:

1.     Почему косуле нельзя простужаться?

2.     Перед чем беззащитно дерево?

3.     Что не может сделать тюльпан? Мышка?

4.     Что может помочь чижу выжить зимой?

5.     Кто может помочь «соседям по планете»?

Задания:

1.     Объясни смысл названия стихотворения.

2.     Какой ответ наиболее полно выражает то, чему стихотворение «Кто, если не ты?» М. Алимбаева учит нас:

А) не ломать деревья и не рвать цветы,

           Б) подкармливать животных и птиц,

           В) быть в ответе за все, что нас окружает.

3.     Сформулируй главную идею стихотворения.

 

ОМР-3. Как человек с Землей поспорил. Кубинская народная сказка.

 

Вопросы к абзацам.

1.     Как жил первый человек на Земле?

2.     Почему море не согласилось считать человека царем?

3.     Какой важный вопрос задала Земля человеку?

4.     Что Земля посоветовала сделать человеку?

5.     Что понял человек?

Задания.

1.     Назови средство художественного изображения: «Как-то раз Гора Чече спросила Землю»:

А) эпитет

           Б) сравнение

           В) олицетворение

2.     Объясни и сравни выражения: «человек – часть природы», «человек – царь природы».

3.     Каким должен быть царь природы, чтобы всем было хорошо?

4.     Сформулируй (или найди в тексте) идею сказки.

 

ОМР-4. Не рви цветов. Л. А. Чарская.

 

Вопросы к тексту.

1.     Для чего цветы в саду?

2.     Какие цветы есть в саду?

3.     Установи соответствие существительных и эпитетов к ним:

4-1. аромат                                               а) серебристый

4-2. левкой                                               б) прелестный

4-3. ромашка                                            в) душистый

4-4. гряда                                                  г) кичливо-сонный

4-5. василек                                              д) нежный

4-6. мак                                                     е) белый-белый

4-7. дрок                                                   ж) пахучая

 

Задания.

1.     Что будет, если каждый ученик вашего класса сорвет себе по букету цветов?

2.     Что делать, чтобы этого не произошло?

3.     Сформулируй (или найди в тексте) идею стихотворения.

4.     Найди в тексте сравнения, олицетворение.

 

 

ОМР-5. Сова. В. В. Бианки.

 

Вопросы к тексту.

1.     С чем любит пить чай старик?

2.     Почему старик сказал сове, что она ему не друг?

3.     Что в ответ сделала сова?

4.     Что сделали мыши?

5.     Что сказал старик о шмелях?

6.     Почему перестал расти клевер?

7.     Как это повлияло на корову?

8.     Почему пошел старик сове кланяться?

9.     Какой пословицей ответила ему сова?

10.                       Как все наладилось?

Задания.

1.     Построй логическую цепочку взаимозависимости всех героев сказки друг от друга.

2.     Выбери предложение, которое наиболее полно отражает главную мысль сказки В. Бианки «Сова»:

А) Все в Природе взаимодополняет друг-друга

Б) Умеешь ценить, благодарить и уважать все, что тебя окружает – будешь жить счастливо

В) Дружно не грузно, а врозь хоть брось

3.     Объясни смысл пословицы «Дружно не грузно, а врозь – хоть брось». Можно ли эту пословицу считать главной мыслью сказки? Сформулируй идею сказки своими словами.

 

 

ОМР-6. Жеребёнок. Сапаргали Бегалин.

 

Вопросы к тексту.

1.     Какие сравнения поэт придумал, чтобы описать жеребенка? Какие эпитеты?

2.     Какой вопрос волнует поэта?

3.     Какие предположения поэт делает, чтобы ответить на свой вопрос?

4.     Как в результате отвечает на свой вопрос?

Задания.

1.     Объясни значения слов: тулпар, акын.

2.     Какое отношение к жеребенку выразил автор в своем стихотворении?

3.     Найди в тексте эпитеты.

4.     Какова главная мысль поэта?

 

 

ОМР-7. Жук на ниточке. Э. Ю. Шим.

 

Вопросы к тексту.

1.     Почему мальчишки считали, что майских жуков можно ловить?

2.     Как мальчишки их ловят?

3.     Что придумал один мальчишка?

4.     Почему это возмутило дедушку?

5.     Что не должен делать человек?

Задания.

1.     Какую пользу могут приносить майские жуки?

2.     Объясни слова дедушки: «Мне тебя жалко».

3.     Чем человек еще, кроме способности мыслить, отличается от всех других живых существ на Земле?

4.     Сформулируй или найди в тексте идею.

 

 

ОМР-8. Тёма и Жучка. Н. Г. Гарин-Михайловский.

 

Вопросы к тексту.

1.     О чем узнал Тёма от няни перед сном?

2.     Какое впечатление произвели на мальчика слова няни?

3.     Что ему приснилось?

4.     Когда Тёма вышел из дома? При помощи каких сравнений и эпитетов описан рассвет?

5.     Что Тёма взял в сарае?

6.     Что он почувствовал, когда Жучка узнала его?

7.     Как он стал спускаться в колодец?

8.     Что помогало мальчику сохранять спокойствие?

9.     Как встретились мальчик и собака?

10.                       Почему мальчик оставил Жучку в колодце, обвязанной вожжами? Как восприняла это Жучка?

11.                       Как подбадривал себя Тёма при подъеме?

12.                        Какие «чувства» испытывает спасенная Жучка и как их выражает?

Задания.

1.     Найди в словаре значение слов: вожжи, сруб, чаять, карабкаться.

2.     Почему Тёма стал спасать Жучку?

3.     Что Тёме помогало справляться со страхом и успокаиваться:

А) мысли о том, что Жучке и папе было еще тяжелее

Б) спокойствие и твердая уверенность Жучки, что все будет хорошо

В) свои слова, произносимые громким, уверенным, крепким голосом

Г) мысли о помощи

 

 

ОМР-9. Беспризорная кошка. Б. С. Житков.

 

Вопросы к тексту.

1.     Что мы узнаем о герое рассказа из первого абзаца?

2.     О чем «разговаривали» человек и собака?

3.     Для чего герою понадобилась кошка? Где он ее искал?

4.     Как в первый раз произошла встреча всех героев (собаки, кошки и человека)?

5.     Как человек приручил кошку? Как отнеслась к этому собака?

6.     Почему однажды пёс мок под дождем? Что означает слово «конфузливо»?

7.     Как пёс выражал свое отношение к кошке?

Задания.

1.     Объясни, чем домашняя кошка отличается от беспризорной? С кем автор сравнивает беспризорную кошку?

2.     Можно ли отношения между кошкой и собакой назвать дружбой?

3.     Как люди и животные зависят друг от друга? Почему вместе им лучше?

 

ОМР-10. Ходит солнышко по кругу. И. П. Токмакова.

 

Вопросы к тексту:

1.     Где гуляет поэтесса (перечисли)?

2.     Кого и что видит поэтесса на прогулке? Что слышит?

3.     Что записывает на магнитофончик?

4.     Чьи «разговоры» слушает поэтесса в магнитофонной записи?

Задания.

1.     Найди в словарике значение слов: опушка, тропинка лужайка

2.     Найди в тексте олицетворения, сравнение.

3.     Как поэтесса относится к природе?

4.     Сформулируй идею (главную мысль) стихотворения.

 

 

ОМР-11. Ребята и утята. М. М. Пришвин.

 

Вопросы к тексту.

1.     В какой поход (сколько километров? Что означает слово верста?) и почему решилась отправиться уточка с утятами?

2.     Почему уточка шла позади утят?

3.     Что «чувствовала» и что делала уточка, когда ребята ловили утят?

4.     Почему ребята возвратили уточке утят?

5.     Почему взрослый человек проявил уважительное отношение к утятам?

Задания.

1.     Объясни, почему мальчишки обрадовались приказанию автора отпустить утят, а сами этого не сделали?

2.     Сформулируй идею рассказа.

 

ОМР-12. Верблюд и мальчик. По Тангрыкулиеву.

 

Вопросы к тексту.

1.     Почему тосковал большой верблюд Байыр?

2.     Что делали друг другу приятного друзья – мальчик и верблюд?

3.     Чем гордился верблюд?

4.     Чему радовался Мурад?

5.     Почему Мурад завернул к такыру?

6.     Что произошло за 10 шагов до воды?

7.     Как верблюд спас мальчика?

8.     Кто спас верблюда?

9.     Почему засмеялся мальчик, увидев Байыра?

Задания.

1.     Найди в тексте эпизод, когда мальчик не понял верблюда. Приведи пример из текста, когда мальчику нужно было послушаться верблюда.

2.     Какими словами автор передает, насколько трудно было мальчику бежать к людям за помощью?

3.     Какая из пословиц наиболее подходит к рассказу:

А) «Сам погибай, а товарища выручай»,

Б) «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось»

В) «одна голова хорошо, а две - лучше»

4.     Сформулируй главную мысль рассказа.

 

 

Толковый словарик к разделу.

 

А

Акын -     народный поэт-певец 

 

В

Верста - русская мера длины, равна – 1,06 км

Волнение -   сильная тревога, душевное беспокойство

Вожжи - часть упряжи: ремни, веревки, с двух сторон прикрепляемые к удилам для управления лошадью

Г

Грузно – от слова груз – тяжесть. Грузный - тяжелый

 

З

Забелить -     налить молока или сметаны

 

К

Клевер -    сорт кормовой травы с шаровидными цветами 

Карабкаться   - подниматься, цепляясь ногами и руками

Конфуз -  состояние смущения, неловкости; неловкое и смешное положение.

 

Л

Лужайка  – небольшой луг, полянка

Луг – участок, покрытый травянистой растительностью

 

О

Опушка  – край леса

П

Полянка  – небольшое открытое пространство среди леса, кустарников, на котором растет трава.

 

С

Сруб   - четырехугольное сооружение из венцов (венец - звено из четырех бревен в связи). Колодезный сруб

 

Т

Терраса -    летняя пристройка к дому

Такыр -     твердая ровная земля, где весной собираются весенние воды

Тропинка - узкая протоптанная дорожка.

Тулпар – крылатый конь; боевой конь, скакун.

 

Ч

Чаять -   (устар. и прост.). Ожидать, надеяться на что-н.. Души не чаять – очень любить.

 

 

Тест к разделу «Мы в ответе за все живое на планете»

 

1.     Какие средства художественного изображения встретились в произведениях этого раздела:

А ) олицетворение,

Б ) эпитеты;

В ) сравнения,

2. Определи средство художественного изображения: «Как верхушки камышей, кончики его ушей,  словно пух совиный, челка, губы – бархата нежней»:

А ) олицетворение,

Б ) эпитет;

В ) сравнение,

3.Определи средство художественного изображения: «Конь крылатый и лихой»:

А ) олицетворение,

Б ) эпитет;

В ) сравнение,

4.Определи средство художественного изображения: «Летит мимо Сова. – Здорово, - говорит, - друг!»

А ) олицетворение,

Б ) эпитет;

В ) сравнение,

5. Установи соответствие. Название произведения – автор.

А) Тёма и Жучка                             1. М. М. Пришвин

Б) Ребята и утята                             2. Н. Г. Гарин- Михайловский

В) Беспризорная кошка                  3. Б. С. Житков

6. К какому произведению больше всего подходит пословица: «Сам погибай, а товарища выручай»:

А) «Тёма и Жучка»,

Б) «Беспризорная кошка»,

В) «Верблюд и мальчик».

 

Темы и планы для сочинений по ОМР

 

Сочинение. «Я люблю Родину».             .

План.

1.     Что значит «Родина»?

2.     Моя Родина.

3.     Я люблю Родину.

 

 

Сочинение. «Как нужно относиться к Природе»             

План.

1.     Чего нельзя делать по отношению к растениям.

2.     Что нужно делать по отношению к растениям.

3.     Чего нельзя делать по отношению к животным.

4.     Что нужно делать по отношению к животным.

 

 

Сочинение. «Человек и Земля»

План.

1.     Как Земля заботится о человеке?

2.     Как человек относится к Земле в детстве?

3.     Как человек заботится о Земле, когда вырастает?

 

Сочинение. «Мой любимый цветок»

План.

1.     Какие цветы тебе нравятся?

2.     Опиши эти цветы:

подбери 2-3 эпитета

попробуй сравнить их с чем-нибудь по какому-либо признаку (по цвету, по форме, по запаху, по нежности, по красоте, по твоему отношению к ним и т.д.).

3. Зачем нужны цветы?

 

Сочинение. «Дружно не грузно, а врозь хоть брось».

План.

1.     Выбери, о каком животном (или растении) будешь писать?

2.     Какую пользу приносит это животное (растение) человеку.

3.     Как человеку не нужно относиться к этому животному (растению).

4.     Как человеку нужно относиться к этому животному (растению).

 

Сочинение. «Мое любимое животное»

План.

1.     Опиши внешний вид животного (цвет, размер, глаза, движения, и т.д.). используй эпитеты, сравнения.

2.     Опиши характер животного.

3.     Опиши ваши взаимоотношения.

 

Сочинение. «Человек - часть и царь Природы»

План.

1.     Чем человек похож на всех животных?

2.     Чем человек отличается от всех животных?

3.     Как ему нужно относиться ко всем животным?

 

Сочинение. «Какие качества Тёмы проявились в его поступке?

(по рассказу «Тёма и Жучка»)

План.

1.     Как Тёма относится к своей собаке?

2.     Как называются качества человека, когда он придумывает, как нужно действовать?

3.     Как называются качества человека, когда он выполняет трудные физические упражнения?

4.     Как называется качество человека, когда он не перекладывает на кого-нибудь дело, а делает его сам?

5.     Какие из этих качеств есть у Тёмы?

 

Сочинение. «Можно ли отношения между человеком и животными

назвать дружбой?»

План.

1.     Как животное относится к человеку?

2.     Как человек относится к животному?

3.     Равноправны ли отношения между человеком и животным?

4.     Можно ли эти отношения назвать дружбой?

 

Сочинение. «Прогулка на природе».

План.

1.     Где была прогулка?

2.     Что я видел (а)? (опиши, используя сравнения).

3.     Что я слышал (а) ? (опиши, используя эпитеты).

4.     О чем они могли разговаривать между собой (растения, животные, река, облака и т.д.)? (опиши, используя олицетворения).

 

 

Итоговое сочинение. «Мы в ответе за все живое на планете».

План.

1.     Природа – мать, в ней мы живем, в ней мы берем всё, что нам нужно. 

2.     Человек – неотъемлемая часть природы.

3.     Человек – единственное существо на планете, обладающее разумом и способное со-чувствовать другим живым существам.

4.     О необходимости разумно и бережно относиться к Природе-матери.

Литература.

 

 

1.     Дьяченко В. К. Новая дидактика. М., Народное образование, 2001.

2.     Мкртчян М. А. ХХ век – три этапа становления идей КСО. // Коллективный Способ Обучения, №1, 1985.

3.     Мкртчян М. А. Коллективный способ обучения. Практический курс. Саяногорск, 1990

4.     Мкртчян М. А. Общие методики коллективных учебных занятий. – Красноярск, 2002.

5.     Серёменко Н. П. Особенности планирования учебных достижений учащихся. – Педагогикалық Альманах. № 4, қараша, 2007

6.     Серёменко Н. П. Эвристическая карточка как одно из средств перевода учащихся в зону ближайшего развития.// Коллективный Способ Обучения, 2001, №6

7.     Литературное чтение. Учебник для 2 класса общеобразовательной школы. В. К. Павленко, Т. К. Абенова и др. Алматы, 2002

8.     Литературное чтение. Хрестоматия. Для учащихся 2 класса общеобразовательной школы. Алматы, 2002

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

Обратная методика Ривина как средство и способ достижения образовательных результатов в 12-летней школе.

Небольшой экскурс в историю создания методики ОМР

Механизм организации учебного взаимодействия по методике ОМР

Методика ОМР как часть целостной системы при деятельностном и компетентностном подходах к организации учебного процесса

Организация дискуссии по теме модуля.

Дидактический материал для организации коллективных учебных занятий.

Компетентностно-ориентированное задание

Задания к текстам модуля для учебного взаимодействия

по ОМР

Тест к разделу «Мы в ответе за все живое на планете»

Темы и планы для сочинений по ОМР

Литература.

 

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий