Русский язык. 3 класс

15 июля 2013 -

Департамент образования Павлодарской области

Институт повышения квалификации педагогических кадров

 

Описание: Логотип

 

 

 

 

 

 

Никитина М. В.

 

 

Дидактический материал к блокам

«Состав слова», «Синтаксис», «Морфология»

для организации коллективных учебных занятий

в 3 классе

 

 

 

 

Павлодар, 2008

 

Рекомендовано к печати Экспертным советом областного Института повышения квалификации педагогических кадров.

 

Автор:

Никитина М. В. , учитель начальных классов СШ №34 г. Павлодара

 

 

Научный руководитель и рецензент:

Серёменко Н. П., зав.кабинетом стратегического развития образовательных систем.

 

 

Пособие содержит дидактический материал для организации учебной деятельности по освоению понятий и умений блоков «Состав слова», «Морфология», «Словообразование» в курсе русского языка для 3 класса в соответствии с требованиями государственного стандарта, а также измерители стандарта и мониторинг.

 

 

Стандарт образования по предмету «Русский язык», 3 класс

Тема: «Состав слова»

 

Цели: 1. Сформировать понятие об окончании, корне, приставке,      суффиксе, основе слова, нулевом окончании.

        2. Организовать наблюдение за единообразным написанием корней в проверяемых и непроверяемых словах и единообразным написанием приставок.

3. Познакомить: а) со значением уменьшительно – ласкательных суффиксов, б) приставочным способом образования глаголов, в) чередованием согласных в корне.

4. Научить разбирать слова по составу.

 

Задачи: 1) Создать дидактический материал.

2) Организовать учебную деятельность по усвоению раздела.

3) Осуществлять мониторинг.

 

 

План изучения блока:

1.    Организовать работу в парах по методике Ривина.

2.    Организовать работу по методике ВПТ.

3.    Организовать работу по методике Тренажа.

4.    Провести тестирование и контрольную работу.

 

 

 

 

 

 

 

Тест №1

по теме: «Состав слова и словообразование»

Цель: Проверить уровень достижения стандарта по теме « Состав слова»

Проверка теоретических знаний:

- окончание, нулевое окончание

- основа слова

- чередование звуков

- корень, приставка, суффикс

- двойные согласные в словах

- непроизносимые согласные в корне слова

- словообразование

 Проверка специальных умений:

- выделить значимые части слова

- подбирать однокоренные слова

- уметь подбирать проверочные слова к безударным гласным в корне слова

- проверять непроизносимую согласную в корне

- подбирать слова по схемам

Проверка орфографических умений:

- правописание безударных гласных в корне слова

 - правописание гласных после шипящих

- правописание предлогов со словами

- правописание непроизносимых согласных

- написание слов с двойными согласными

- правописание имён собственных

Тест №2

1.     В каком слове нет приставки:

пришёл, приём, привёл

2.     Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении это:

а) приставка                  б) суффикс                   в) окончание

3. Подчеркни слово с нулевым окончанием:

поход, утро, картина

4.Составь слово по схеме:

5.Выбери родственные слова с чередованием согласных в корне:

а) лес, лесной, лесник

б) друг, дружный, друзья

в) сад, садовый, садовник

6. Установи соответствие:

приставки:                         щик, тель, ник

суффиксы                          при, вы, от

7. Приведи 3 примера с двойной согласной в словах.

8. Подбери проверочные слова:

известный - . . .

честность - . . .

грустный - . . .

Диктант

Буря.

Парусник «Вихорь» шёл на всех парусах. Солнце сияло и ничто не предвещало бурю. Однако капитан парусника заметил тёмное пятно на горизонте. Это – предвестник ненастья. Опасно встречать бурю со всеми парусами. Порывы ветра сломают мачты как тростник. Капитан знал это и приказал убрать паруса. Яростный порыв ветра ударил по паруснику. Началась буря. Но ненастная погода не могла серьёзно повредить корабль. Матросы успели подготовиться к шторму. (64 слова)                                            

    Грамматические задания.

1. Выписать слова с непроизносимой согласной, подобрать проверочное слово.

2. Разобрать по составу слово побелка               

3. Подобрать слова по схеме:                                         

 

Тест №3 по теме: « Имя существительное»

Цель: Проверить уровень достижения стандарта по теме « Имя существительное».

Проверка теоретических знаний:

- части речи: имя существительное.

- Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.       

- Склонение имен существительных.

- Существительные, которые имеют только форму ед.числа, форму множественного числа.

Проверка специальных умений:

- определение склонения и падежа имен существительных.

- изменение существительных по числам и определение рода.

- постановка знаков препинания в конце предложения.

Проверка орфографических умений:

- Безударные гласные в корне: проверяемые и непроверяемые.

- парные согласные

- предлоги и приставки

- падежные окончания имён существительных

- проверяемые ое после шипящих и ц в окончаниях им. сущ-х.

- ь в окончаниях сущ-х женского рода с шипящей на конце.

 

Тест №4 по теме: « Имя существительное»

1. Имя существительное обозначает:

   а) предмет          б) признак предмета               в) действие предмета

2. Установи соответствие:

род:                     слово:                  склонение:

муж.                   день                        первое

жен.                    окно                        второе

ср.                       дорога                    третье

3. Определи падеж имён существительных

    Шёл по (дорога)            высоко от (земля)

   Думал о (школа)             писал (сочинение)

4. Подчеркни существительные, которые имеют только форму

множественного числа: птицы, щипцы, молодцы

5. Приведи примеры слов 2-го склонения.

6. Выдели слова, в которых на конце после шипящих пишется ь:

Мыш.   , стриж, , ноч.   , мяч.

7.        о или е?

Плеч..м, шалаш..м, свеч..й, туч..й, чащ..й, барж..й

8. Имя существительное в Им.падеже множественного числа имеет

 окончание - и –

а) дорога                       б) окно                          с) стол                                                   д) рукав                         е) озеро                         ё) седло

Диктант.

Кенгурёнок. (66 слов)

Кенгурёнок появился на свет слепым. У него большие ноздри. На пальчиках острые когти. Он ищет сумку мамы. Малыш уцепился когтями за шерсть. На помощь никто не придёт. Малютка ползёт по животу матери и вертит головой. Рот широко открыт. Детёныш очень крепко держится. Малыш больше похож на червяка. Но энергия у него бьёт ключом. Мать не помогает своему чаду. Она лежит на спине или на боку.

Грамматические задания:

1.     Выписать существительные (по одному слову)

Iв – муж. рода                          IIв – жен. рода

2.     Выписать по одному слову

а) с проверяемой безударной гласной

б) с парной согласной в корне

в) с разделительным ь

3. Определить склонение и падеж существительных

Iв – первого предложения                          IIв – второго предложения

Тест №5 « Имя прилагательное»

Цель: Проверить уровень достижения стандарта по теме « Имя прилагательное».

Проверка теоретических знаний:

- часть речи: имя прилагательное

- склонение имён прилагательных

- склонение имен существительных

- прямое и переносное значение имён прилагательных

Проверка специальных умений:

- различать имена прилагательные среди других частей речи

- определить род и число прилагательных

- определить прямое и переносное значение прилагательных

Проверка орфографических умений:

- безударные гласные в корне: проверяемые и непроверяемые ударением

- безударные окончания имён прилагательных

- парные согласные

- удвоенные согласные

- сочетания ча - ща

- сомнительные согласные

- сочетания чк – чн

- разделительный ь, ъ

- предлоги и приставки

Тест №6 « Имя прилагательное»

1. Имя прилагательное на вопросы:    а) что? кто?

                                                                б) какой? какая?

                                                                в) что делает?

2. Установи соответствие:

м.р.                                  ж.р.                                       с.р.

синее небо                      высокая сосна                      жёлтый песок        

3. Обведи кружком прилагательные в ед. числе.

    а) синие карандаши

    б) белый снег

    в) зелёные деревья

4. В предложении имя прилагательное является:

а) подлежащим

     б) определением

в) дополнением

5. Найди словосочетание, где имя прилагательное употреблено в переносном значении:   а) ежовая норка

                   б) ежовые рукавицы

                   в) ежовые иголки

6. Укажи строчку, где имя прилагательное употреблено в Род. падеже ед.числа:

а) Природа проснулась от зимнего сна.

б) В класс вошёл весёлый мальчишка.

в) На синем костюме пришиты блестящие пуговицы.

Диктант.

Ёж проснулся. (65 слов)

Наступила радостная весна. Солнце согрело землю. По дорожкам и тропинкам побежали весенние ручьи. Под корнями старой берёзы была кора. Там спал всю зиму сердитый ёжик. Холодный ручей разбудил зверька. Взъерошенный ёжик выбежал на лесную поляну и осмотрел окрестности. Над ним прожужжал шмель. У зверька проснулся аппетит. Чтобы съесть такого вкусного? Осенние запасы кончились. Надо идти на охоту. Ёж встрепенулся и побежал к лесу.

 

Грамматические задания:

1. Выписать из диктанта 2 слова с удвоенной согласной. Написать ещё 2 слова на это правило.

2. Первое предложение разобрать по числам, указать части речи, выписать словосочетания.

3. Разобрать как части речи: весенние (ручьи)

 

Тест №7 « Местоимение»

Цель: Проверить уровень достижения стандарта по теме « Местоимение».

Проверка теоретических знаний:

- часть речи: местоимение

- склонение личных местоимений

- синтаксическая роль местоимений

Проверка специальных умений:

- отличать местоимения от других частей речи

- определение склонения местоимений

- постановка знаков препинания в конце предложения

Проверка орфографических умений:

- правописание безударных гласных

- родовые окончания имён прилагательных

- предлоги и приставки

- гласные после шипящих

- собственные имена существительные

- парные согласные

- частица не с глаголами

Диктант

Медоуказчик. (68 слов)

В Африке есть птичка величиной с нашего воробья. Она умеет находить гнёзда диких пчёл. Поэтому её зовут медоуказчиком. Она часто помогает своему другу медоеду. Медоед очень похож на нашего барсука. У него сильные лапы, мощные когти и густая шерсть. Он очень любит мёд. А зачем птичка помогает медоеду? Медоуказчик любит воск, но сам его добыть не может. А медоед добывает мёд для себя и воск для птички.

Грамматические задания.

1.     Подчеркнуть местоимения.

2.     Определить падеж, число, род (если это возможно).

3.     Разбор по составу: птичка.

Тест №8 « Местоимение»

1. Установи соответствие:

местоимение                     погода   ветер

существительное              я       ты      он

прилагательное                 синяя      ветреный

2. Какую синтаксическую роль выполняет местоимение в предложении:

Её узнать по крыльям.

а) подлежащее

б) дополнение

в) обстоятельство

3. Обозначь лицо и число местоимений:

я, он, мы, вы

4. Чем отличается местоимение от существительного?

а) указывает на предмет, не называя его

б) не имеет отличий

в) вопросами

5. Приведи 3 примера местоимений с предлогами.

6. Определи падеж местоимений:

рисовал для себя, говорил про него, заботься о ней

 

Тест №9 «Глагол», «Предлог»

Цель: Проверить уровень достижения стандарта по теме « Глагол», « Предлог»

Проверка теоретических знаний:

- часть речи: глагол, предлог

- неопределённая форма глагола

- изменение глаголов по временам и числам

- синтаксическая роль глагола в предложении

Проверка специальных умений:

- отличать глаголы от других частей речи

- определять время и число глаголов

Проверка орфографических умений:

- безударные гласные (проверяемые и не проверяемые)

- предлоги и приставки

- непроизносимая согласная

- разделительный ь

- оформление предложений

- правописание имён прилагательных

Диктант

Птицы прощаются. (67 слов)

            Наступил конец сентября. Для птиц это месяц прощания. Они улетают в теплые края. Сильно поредела листва на берёзах. Ветер тихонько качает старый скворечник. Жильцы покидают свой дворец.                                                                           Вдруг пара скворцов вернулась. Скворчиха быстро скользнула в оконце родной квартиры. Скворец сел на ветку, поглядел по сторонам и затянул грустную песенку.                                                                                                                                            Замолчал певец. Подруга вылетела из жилища. Скорей в стаю! Пора в дальний путь! Впереди нелегкий перелёт.                                                                                                                      

Грамматические задания.

1.     Разобрать предложение по числам, определить части речи. Выписать словосочетания.

Iв – 3 предложение                               IIв – 5 предложение   

2.     Определить время и число глаголов:

наступил, улетают, качает, поглядели

3.     Выписать из диктанта глагол, который подходит к схеме:                                       разобрать его по составу.

Тест №10 «Глагол», «Предлог»

1.     Часть речи, которая обозначает действие предмета это:

а) существительное

б) глагол

в) прилагательное

2.     Суффикс – л – имеют глаголы:

а) настоящего времени

б) прошедшего времени

в) будущего времени

3. В неопределённой форме глаголы отвечают на вопросы:

а) что делает?          б) что делать?              в) что сделает?

4.Определи соответствие:

время                        число                     глагол

наст.                          ед. ч.                      живи

прош.                        мн. ч.                      показалась

буд.                                                           ставит

                                                                   буду учиться

5. Поставь глаголы в неопределённую форму:

организует, играли, говорит

6. Выбери пословицу, в которой сказуемое выражено глаголом наст.времени ед.ч:

а) Пожалел волк кобылу.

б) Лето собирает, а зима поедает.

в) Поспешишь – людей насмешишь.

 

Тест №11 «Синтаксис»

Цель: Проверить уровень достижения стандарта по теме « Синтаксис»

Проверка теоретических знаний:

- словосочетание, предложение

- виды предложений

- главные и второстепенные члены предложения

Проверка специальных умений:

- определить главное и зависимое слово в словосочетаниях

- выделить главные члены предложения

- различать виды предложений по цели высказывания

Проверка орфографических умений:

- правописание безударных гласных

 - предлоги и приставки

- чк - чн

- знаки препинания в конце предложения

- оро – оно

Диктант

Осина. (69 слов)

Есть в лесу удивительное дерево. Оно меняет свою одежду много раз в день.     Что это за дерево? У него гладкий ствол с зеленоватой корой. Листья с неровными краями. Это осина. Как же умудряется она переодеваться? Очень просто. Сверху лист осины яркий и зелёный, а снизу серый. Подует ветер. Лист начинает дрожать. Дует ветер посильнее. Тогда все листочки переворачиваются своей светлой стороной кверху. А издалека, кажется, что дерево переоделось.

                                                 Грамматические задания.

1. Подчеркнуть в тексте вопросительные предложения.

2.Выделить главные члены в предложениях:.

Iв. Дует ветер посильнее.

IIв. Лист начинает дрожать.

3.Выписать словосочетания, показать связь слов:

Iв. У него гладкий ствол с зеленоватой корой.

IIв. Тогда все листочки переворачиваются своей светлой стороной кверху.

 

4.Поставь знаки препинания:

Как тебя зовут      Как хорошо пахнут розы           Мы живём хорошо

 

Тест №12 «Синтаксис»

1. Установи соответствие:

а) словосочетание                          синее море, ушёл в сад

б) предложение                              расплескалось широко синее море

 

2. Выбери словосочетание:

а) кот жмурится

б) пушистый кот

в) кот жмурится на солнце

 

3. Составь восклицательное предложение.

4.Разбери по членам:

Медленно вставало утреннее солнце.

 

5. Найди обстоятельство:

а) Клином улетают журавли.

б) Беркут строит огромное гнездо.

в) Мы поневоле переночевали в лесу.

6. Дополнение подчёркивается так:

а) __ . __ . ___          б) ~~~~~~~              в) __ __ __

 

Дидактический материал для организации учебной деятельности по методике ВПТ

                                   ВПТ №1 Предложение

 

Iч.                               Предложение – это слово или несколько слов, связанных между собой и выражающих законченную мысль.

1)    Из скольких слов может состоять предложение?

2)    Для чего нужно предложение?

IIч.              

1.     Сравни предложение и словосочетание, в чём сходство и в чём различие?

2.     Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?

3.     Приведи пример предложения. Какая мысль в нем выражена?     

IIIч.          

Какие бывают предложения по цели высказывания?

Придумай 3 предложения, разные по цели высказывания.

 

ВПТ (методика взаимопередача тем) №2 Члены предложения

Iч.                 Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Остальные члены предложения – второстепенные. Второстепенные члены поясняют подлежащее, сказуемое или другой второстепенный член.

         1) Какими членами в предложении являются подлежащее и сказуемое?

2)    Какую роль выполняют второстепенные члены предложения?

 

IIч.                1) Подлежащее отвечает на вопросы:

                                       а) какой? какая?

                                       б) что делал? какая?

                                       в) кто? что?               

                      2) Сказуемое отвечает на вопросы?

                                       а) какой? какая?

                                       б) что делал? что сделал?

                                       в) кто? что?               

3)    Дополнение может отвечать на вопросы:

А) кто? что?

Б) кого? Чего?

В) кем? Чем?

4)       Определение отвечает на вопросы:

                                        а) какой? какая?

                                       б) что делал? что сделал?

                                       в) кто? что?               

 5. Обстоятельство отвечает на вопросы:

А) где? Куда? Когда?

Б) какой? Какая?

В) кем? Чем?

6. Составь предложение, используя главные и второстепенные члены.

7. Придумай 2 предложения:

1)    Содержащее только главные члены.

2)    Содержащее главные и второстепенные члены

 

IIIч.                 

             Какие члены предложения могут являться словосочетаниями, а какие – не могут?                     

                            

ВПТ № 3 Словосочетание

 

Iч.                 Словосочетание – это соединение главного и зависимого слова. Подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются.

1)   Что такое словосочетание?

2)   Из скольких слов состоит словосочетание?

 

 

IIч.                1) Назови главный признак словосочетаний.

 2. Приведи примеры словосочетаний? Как связаны между собой слова в словосочетаниях?

                   2. Сколько словосочетаний можно получить из предложения?

                          Вдруг вышел из густых ёлок заяц.

                      Объясни, как ты получил словосочетания.

                      3) Дай характеристику:  

                          Высокий дом.                       Дом стоит.

                       4. составь предложение и выпиши из него все словосочетания.

 

IIIч.               Может ли быть словосочетание предложением? В каком случае?

 

ВПТ №4 Типы предложений по цели высказывания.

Iч.                 Каждое предложение произносится с определённой целью:

                      Предложение, в котором о чём – либо сообщают, называется повествовательным.                                                                                          Предложение, в котором о чём – либо спрашивают, называется вопросительным.                                                                                               Предложение, в котором приказывают, просят, побуждают к действию, называется побудительным.

                     Все типы предложений, если в них выражаются чувства, эмоции, называются восклицательными.

1)   Какие бывают предложения по цели высказывания?

2)   Какие предложения называются восклицательными?

IIч.              

1. Приведи примеры предложений, разных по цели высказывания.

                    2) Найди побудительное предложение:                                                             Прибежал я к пеликанам, а они спят. Только один пеликан чистит пёрышки. Я ему хлеб даю и кричу: «Ешь, пеликан!» А он посмотрел на меня, да как клюнет.

                      3) Объясни знаки препинания в конце каждого предложения:             Не суйся в воду, не зная броду.                                                                     Кто это?                                                                                                                Вот это - хобот.

                     Не суйся в воду, не зная броду!                                                                     Кто это?!                                                                                                                Вот это хобот!

                      4) Дай характеристику восклицательному предложению.

5) В чём сходство и отличие побудительного предложения от восклицательного?

6) Придумай небольшой рассказ на тему «Уголок зоопарка», используя все типы предложений.

                        IIIч.              

                     Может ли словосочетание быть восклицательным?

 

ВПТ № 5 Второстепенные члены предложения.

Iч.                 Второстепенные члены предложения – это дополнение, определение, обстоятельство. Второстепенные члены поясняют главные члены.    Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей, чаще всего выражается именем существительным или местоимением.                                          Обозначается так: _ _ _ _                                                                                 Определение – отвечает на вопросы какой? какая? и.т.д. и обозначает признак предмета. Обычно выражается прилагательным и местоимением. Обозначается так:                                                                   Обстоятельство – обозначает место действия, время действия, цель действия, степень действия, образ действия, причину и.т.д. Обычно выражено существительным или наречием. Вопросы: где? куда? откуда? когда? как? Обозначается: _ . _ . _ . _

1.     Перечисли второстепенные члены предложения.

2.     Какова их роль в предложении?

3.     На какие вопросы отвечает дополнение?

4.     На какие вопросы отвечает определение?

5.     На какие вопросы отвечает обстоятельство?

IIч.              

1)   Какие второстепенные члены знаешь?

2)   Сравни дополнение и обстоятельство, что заметил?

3)   Выдели главное при разборе предложения.                                                                        

                     4) Разбери по членам предложение:                                                                   Рано утром мы отправились в сосновый лес.                                                       

                      5) Посему слово – рано – ты подчеркнул так, а не иначе.        

                      6) Выдели главное при разборе предложения.

                     7) Какую роль в предложении играют второстепенные члены?

                      

IIIч.              

Какими частями речи чаще всего бывают выражены дополнения? Определения? Обстоятельства?

 

ВПТ №6 Окончание.

Iч.                 Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. Окончание может быть нулевым, т.е. не выражено звуками.

              1) Что такое окончание?

2) Для чего служит окончание?

3) Что означает понятие «нулевое окончание»?

 

IIч.                1) Найди среди приведённых примеров слова с нулевым окончанием:

                           река, лёд, мороз, вода, льдина

                      2) Приведи свои примеры слов, имеющих окончания.

                      3) Прочти:

                     Ученики писать ручка тетрадь.

                     Являются ли эти слова предложением? Почему?

                      Сделай вывод о роли окончаний в предложении.

                     4) Придумай сказку «В мире окончаний»

                                           

IIIч.

                    Можно ли при помощи окончания образовать новые слова?

                                 ВПТ №7. Основа слова.

Iч.                 Основа – это часть слова без окончания. В основу входят корень, приставка и суффикс. Основа обозначается так 

              1) Что такое основа слова?

2)    Что входит в основу?

3)    Как обозначается основа?

IIч.                1) Перечисли части слова.

                      2) Найди из приведенных примеров однокоренные слова, выдели основу.

                       Лес, лесной, лиса, лесопосадка, перелесок

3)Дай характеристику однокоренным словам.

4)    Приведи примеры имён существительных, имеющих только             основу. Образуй от этих слов слова с новой основой.

IIIч.              

Бывают ли разные слова с одной основой? Как называются такие слова?

 

 

ВПТ № 8. Чередование звуков.

Iч.                 При образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова. Эту замену называют чередованием звуков.

              1) Что называется чередованием звуков?

2)    Когда может происходить чередование звуков?

3)    Приведи свои примеры чередования звуков.

 

IIч.                1) Сравни слова:

                           Друг - подруга – дружный - друзья 

                     Попробуй произнести эти слова, не заменяя звуки: другный, другья. Сделай вывод о роли чередований.

                      2) Образуй существительные от глаголов: тружусь, бежать, и глагол от существительного мороженое.

                     Какие звуки чередуются?

                      3) Приведи свои примеры родственных слов с чередованием согласных в корне.

 

IIIч.               Как называются слова с общим корнем?

 

                                   ВПТ №9

Iч.                 Корень – это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

              1) Что называется корнем?

2)    В какой части заключается общее значение слов?

3)    Как называются слова с одинаковым корнем?

 

IIч.                

1)    Как правильно выделить корень в однокоренных словах?

                       2) Образуй однокоренные слова:

                        при                                                при

                                      нести                                                ехать

                           у                                                      у

                          Что общего? В чём различие?

                      3) Выдели корень в словах:

                           домовой, домовёнок, надомное.

                     4) Вода, водопад, водяной, водитель. Какое слово не является однокоренным? Почему?

 

IIIч.          Как образовать однокоренные слова?

 

                                   ВПТ №10. Приставка.

Iч.                 Приставка – это часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.

1)    Что такое приставка?

2)    Для чего служит приставка?

 

IIч.                1) Как можно определить приставку?

2) Какие приставки ты знаешь?

                      3) Всегда ли приставки пишутся одинаково? Докажи на примерах.

                      4) Чем отличаются слова: доехал – уехал? Меняет ли приставка лексическое значение слова?

5) Придумай однокоренные слова с приставками такие, чтобы слова становились «ласковыми».

 

IIIч.               Выдели главный признак приставок и сравни ее с суффиксом

 

 

ВПТ №11. Суффикс.

 

Iч.                 Суффикс – это часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

                 Где находится суффикс?

                 Для чего служит суффикс?

IIч.               

              1) Суффикс – это:   а) часть слова, которая стоит перед корнем

                            б) часть слова, которая стоит после корня

                            в) общая часть родственных слов

                     2) Найди в словах суффиксы. Как ты это будешь делать?

                           Заправщик, лётчик, учитель, советник.               

3)    Как называются слова с одинаковым корнем, но разными суффиксами?

4)    Сделай вывод о роли суффиксов.

 

IIIч.              

                       Определи сходство и различие между суффиксом и приставкой.

 

ВПТ №12 существительные нарицательные и собственные.

 

Iч.                 Нарицательные имена существительные – это множество слов, которые являются названиями однородных предметов.                                  Собственные имена существительные – это названия отдельных лиц и предметов: имена людей, клички животных, географические названия, заглавия книг и.т.п. Собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы.

1)    На какие группы можно разделить существительные? 

2)    Дай характеристику этим группам.

3)    Как пишутся имена собственные?                                                     

 

IIч.                1) Распредели в 2 столбика слова:

                       летчик, Иртыш, актёр, Сивка, художник, Шота Валиханов                                                              

                     По какому признаку ты распределил?

2) Выдели главные признаки нарицательных существительных и собственных существительных.

                       3. Приведи примеры нарицательных и собственных      

                              существительных.

                       4. Составь предложения

                                 

IIIч.               Составь рассказ о нашей Родине, используя в каждом предложении собственные имена существительные.

 

ВПТ №13 Формы числа имени существительного.

Iч.                 Среди имён существительных есть такие, которые имеют форму только множественного числа, или имеют форму только единственного числа.

1)    Какое число могут обозначать имена существительные?

 

IIч.                1) Измени число существительных. У каких из них форма единственного числа?

                     Ученик, парта, книга, учёба, одноклассник, дружба.

                     2. Измени число имен существительных. У каких из них форма только множественного числа?

                      Школа. Урок, каникулы, ручка, чернила.

                          3. Распредели существительные в 2 столбика:

                     Ножницы, молоко, очки, сахар, сани, листва, Иртыш, ворота, Павлодар, Родина.

IIIч.              

Что означает форма множественного числа существительных? Можно ли по форме множественного число установить точное количества? Какая часть речи обозначает точное число?

ВПТ №14 Склонение существительных

Iч.                 Существительные бывают 1,2 и 3-го склонения.

                      К 1-му склонению относятся существительные жен. и муж. Рода с окончаниями   - а – я -   в Именительном падеже.

                      Ко 2-му склонению относятся существительные муж. Рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием - о – е-

                      К 3-му склонению относятся существительные жен. рода с мягким знаком на конце.

1)    Какие существительные относятся к 1-му склонению, ко 2-му склонению, к 3-му склонению?

                                             

IIч.                

1) Что помогает определить склонение существительного?

2)    Выдели главный признак каждого склонения.

3)    Приведи свои примеры (3 слова) каждого склонения.

4)    Составь алгоритм работы для определения склонения.

5)    Определи склонение слов:

Лукоморье, дуб, цепь, день, ночь, кот, песнь, сказка, чудеса, чудо, русалка, ветви.

Как ты определял(а) склонение существительных множественного числа?

6)    Для какого склонения характерны окончания:

И. –а. Р. –ы, Д. –е, В. – у, Т. –ой, П. –е.

                                                      

IIIч.              

Почему у каждого падежа два вопроса?

 

ВПТ №15. Род имени прилагательного

Iч.                 Имена прилагательные в ед. числе изменяются по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано.

1)   Как изменяются имена прилагательные в ед. числе?

2)   Что надо сделать, чтобы определить род имени прилагательного?

                                            

IIч.                1) Какие бывают окончания у имен прилагательных в ед. числе. Приведи примеры, используя это правило.

         2) Сравни словосочетания. В чём отличие, в чём сходство?

                      3) Выдели главное в этом правиле.

                     4) Составь рассказ « В зимнем лесу», используя имена прилагательные разного рода. Какие из прилагательных будут являться эпитетами?                                

                                         

                                           IIIч

                       Чем категория рода имен существительных отличается от категории рода имен прилагательных?

 

ВПТ №16 Синтаксическая роль прилагательных

I ч.                    Имена прилагательные в предложении являются определением. Определение – второстепенный член предложения, отвечает на вопросы какой? какая? какие? Обозначается так: ~~~~~

1)   Каким второстепенным членом в предложении бывает имя прилагательное?

2)   На какие вопросы отвечает определение?

IIч.              

         1. Придумай распространенное предложение, найди в нём определение. Докажи, что ты выполнил верно это задание.

                      2. Выдели главный признак определения.

                     3. Сравни 2 текста. Что общего? Чем отличаются? Какой текст более точно описывает цветы? Сделай вывод.

1)    Все знают эти цветки. Они похожи на солнце с головкой. Всю ночь крепко закрыты корзинки. С восходом солнца они открываются.

2)    Все знают эти простые цветки. Они похожи на маленькое солнце с золотой головкой. Всю ночь крепко закрыты жёлтые корзиночки. С восходом солнца они открывают свои лепестки – лучи.

IIIч.              

         Какие еще есть второстепенные члены предложения?

                                   ВПТ №17 Местоимение.

Iч.                 Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.                                                                                                          Я, ты, он, она, оно, они – личные местоимения. Они бывают 1,2,3 лица.

                                 1 лицо – я, ты

 2 лицо – ты, вы

3 лицо – он, она, оно, они

Личные местоимения отвечают на те же вопросы, что и имена существительные. Личные местоимения 3 лица изменяются по родам. В предложении местоимение может быть подлежащим или дополнением.

1)   Что такое местоимение?

2)   Перечисли личные местоимения.

3)   Какие местоимения относятся к первому лицу?

4)   Какие местоимения относятся ко второму лицу?

5)   Какие местоимения относятся к третьему лицу?

6)   На какие вопросы отвечают местоимения?

7)   Какими членами предложения могут быть местоимения?

IIч.                1) Объясни название части речи «местоимение»

                     2) Найди в предложениях личные местоимения. Определи их лицо.

                      У меня сегодня день рождения. Он нарисовал новый рисунок. Я ходил в магазин. Я, ты, он, она, вместе- целая страна, вместе – дружная семья, в слове мы сто тысяч я.

         3) Какую роль выполняют местоимения в этих предложениях?

                                                               

IIIч.               Выясни, чём сходство и в чём отличие местоимения и существительного?

 

ВПТ №18 Начальная форма глагола.

Iч.                 Неопределённая форма – это начальная форма глагола. В словарях глаголы даны в неопределённой форме и отвечают на вопросы что делать? что сделать? Неопределённая форма не указывает на время и число глаголов. 

1)   Как еще называют начальную форму глагола7

2)   На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

3)   Что не определяется у глаголов в неопределенной форме?

 

IIч.                1) Выбери глаголы неопределённой формы.

                          Вёз, везти, возил, вожу.

                          Лететь, летел, лечу, улетаю.

         2) Почему ты выбрал эти глаголы?

                       3) Выдели главный признак глаголов неопределённой формы.

4)     В чём отличие глаголов неопределённой формы от других глаголов?

5)   Дай характеристику глаголу стоять.   

6)   Составь алгоритм определения начальной формы глагола.

7)     Поставь глаголы в начальную форму:     

Говорят, повторите, сказал, запомнил, поняла, отвечает.                                                                             

          IIIч.             

                 Какие еще формы глагола ты знаешь?

 

ВПТ №19. Изменения глагола.

Iч.                 Глаголы изменяются по временам и числам. Они имеют три времени:

                       настоящее           что делает? (сейчас, в момент речи)

                       прошедшее         что делал? (до этого момента)

                       будущее              что сделаю? что буду делать? (после этого момента)

                       В прошедшем времени глаголы единственного числа изменяются по родам. А также глаголы имеют 2 числа: ед.число и мн. число.

1)   Как изменяются глаголы?

2)   Какое время могут обозначать глаголы?

3)   В каком времени глаголы изменяются породам?

4)   Какое число могут обозначать глаголы?

 

IIч.                1) Укажи глагол настоящего времени:

                       а) писал                           а) смотрю   

б) напишу                       б) посмотрю 

в) пишу                           в) смотрел

                      2) Как получить глагол прошедшего времени?

                      3) Сделай вывод об отличительных признаках глаголов прошедшего времени.

5)   Докажи, что только в прошедшем времени глаголы изменяются по родам.

Пишу, напишем, писал, написала.

6)   В чём сходство и отличие глаголов ед.числа от глаголов мн.числа.

7)    Вспомни пословицы с помощью глаголов – антонимов настоящего времени ед. числа.

 

 

 

                                          IIIч.              

                     Сравни грамматические категории глагола и существительного и заполни табличку :

 

Глагол

Существительное

Род

У гл. прош. вр.

+

Число

Ед. и.мн.

Ед., только ед., мн.. только мн.

Падеж

-

+

6 падежей

Спряжение

2 типа спр.

-

Время

+

Наст. Прош.. буд.

_

Лицо

+

1, 2, 3 лицо

 

Склонение

-

+

3 типа скл.

 

 

 

 

                                   ВПТ №20 Предлог.

 

Iч.                 В отличие от приставок предлоги со словами всегда пишутся раздельно. Между предлогом и словом, к которому он относится, можно вставить другое слово.

1)   Как пишутся предлоги?

2)   Как проверить, предлог это или приставка?

IIч.              

1) В чём отличие предлогов от приставок?

2) В чем отличие предлогов от других частей речи? 

Сравни имя существительное и предлог из предложения:

На столе стоит подсвечник со свечами.

 

Существительное

стол

Предлог

на

Лексическое значение

 

 

Грамматическое значение

 

 

Роль в предложении

 

 

Вывод:

Почему предлоги называются служебной частью речи, а существительное – самостоятельной?

2) Как доказать, что в слове «повёз» - по – приставка, а в слове « по дороге» - по – предлог?

3)    Найди слова с предлогами.

                      Не делай из мухи слона.                                                                                      На вкус и цвет товарища нет.

                      Докажи, что ты правильно выполнил задание.

4) Составь текст, используя слова с предлогами.                                              Сделай вывод о роли предлогов.

 IIIч.          

                     Какие еще служебные части речи ты знаешь?

 

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий