О портфолио

7 мая 2014 -



В  настоящее время с особой остротой встает вопрос о пересмотре эффективности педагогических технологий, именно с точки зрения наличия в них элементов, ориентирующих обучающихся на самостоятельную постановку целей обучения, что становится органичной составной частью образования, социальной и профессиональной подготовки.

Одной из основных задач стоящих перед системой образовании, является переориентация на подготовку человека, самостоятельно выбирающего индивидуальную траекторию развития в соответствии со своими способностями и возможностями, ответственно принимающего решения и точно, эффективно, разумно действующего в современном меняющемся мире. Самостоятельность как ответственное, инициативное, независимое поведение, совершаемое собственными силами, - это основной вектор взросления.

В ходе специально проведенных исследований учеными установлено, что одной из причин отставания учащихся в обучении является слабо развитое умение определять образовательные цели и критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Использование технологии "портфолио", призвано решить  многие проблемы, связанные с объективным целеполаганием и оцениванием результатов деятельности ученика.

 

[1]

Портфолио[2] – совокупность сертифицированных (документированных) индивидуальных учебных достижений, выполняющая роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определяющая образовательный рейтинг выпускников основной школы

 

             Существуют различные подходы к определению понятия "портфолио":

1. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио ориентирован не только на процесс оценивания полученных школьником результатов, но и на самооценку, то есть активное и сознательное отношение самого школьника к процессу и результатам обучения.
2. Портфолио – это коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
3. Портфолио – систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых.
4. Портфолио - рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся.

Несмотря на различные подходы к определению дефиниции, можно отметить, что портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, а также рассматривается именно как инструмент самоанализа и постановки целей различных видов деятельности.

 

 

Вызов среды

потребность в людях, способных к самоопределению в изменяющейся обстановке

 

Ответ

Обучение, обеспечивающее развитие умения представить себя, "показать все, на что ты способен".

 

Педагогическая философия портфолио

предполагает смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету.

 

 

Основная цель портфолио

обеспечить отслеживание индивидуальных достижений  ученика в учебном процессе, продемонстрировать его способности практически применить приобретенные знания и умения.

 

Задачи

1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, вне сравнения с достижениями других учеников.

2. Оценить образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата (например, портфолио в американской профильной школе).

 

Результат

потребность в людях, способных к самоопределению в изменяющейся обстановке


 

Функции портфолио

Функция

Содержание

Накопительная

 

Сбор данных о себе, фиксация достижений в хронологическом порядке, накопление любых документов. Подтверждающих качество тех или иных действий, в дальнейшем сыграют положительную роль и для самоанализа, и для представления собственного опыта

Презентационная

 

Иногда портфолио используется как элемент унификации для участия в конкурсных процедурах(портфолио проекта, портфолио учителя). В этом случае оно формируется по тем позициям, которые предлагаются условиями конкурса

Рефлексивная

 

Собранный материал помогает описать собственный опыт, остановиться на деталях, обобщить собранный материал

Проектная

Материалы портфолио после обобщения и анализа могут служить основанием для планирования дальнейшей деятельности и постановки целей различных видов деятельности


 

Принципы технологии портфолио:

(Е. С. Полат)

 

1.       Самооценка результатов (промежуточных, итоговых) овладения определенными видами познавательной деятельности, отражающей:

-особенности той или иной предметной области знания в соответствии с программой обучения (на разных уровнях обучения);

         -умения ученика принимать самостоятельные решения в процессе познания, прогнозировать последствия этих решений;

         -особенности коммуникативной способности ученика (в участии в дискуссии, полилоге, в умении аргументировать свою позицию, доходчиво и лаконично объяснить материал другому ученику).

 

2.       Систематичность и регулярность самомониторинга.

 

 


 

 

Этапы работы над портфолио

 

       С чего начать создание портфолио?



 

 

 

 

 

! Пожалуйста, ответьте на вопросы.  Дополните список вопросов. Обсудите, почему это важно учитывать при проектировании портфолио?

1. Каковы цели создания портфолио?

2. Каковы особенности темы?

3. Каковы сроки исполнения?

4. Как будет выглядеть (печатный, электронный..) ?

5.....

6…….

7……

8……

9…..

10…..

11…..

 

 


 

В зависимости от того, с какой целью создается портфолио и в чем состоят особенности его содержания, можно выделить следующее виды портфолио[3]:

 

Виды портфолио

По цели

По содержанию

По видам  деятельности

По назначению

 

[4]

-          портфолио-собственность (собирается для себя)

Портфолио достижений: включает в себя лучшие результаты работы учащегося

Портфолио документации

Портфолио работ

Портфолио документов

Портфолио по теме

Портфолио проекта

Портфолио отзывов

Портфолио процесса

Портфолио показательный

Учебный

Портфолио развития

Портфолио для учебного планирования

Портфолио для поступления в вуз

 

Портфолио подготовленности (proficiency)

Портфолио трудоустройства

 

-          портфолио-отчет

-          (собирается для учителя)

 

-          Рефлексивный портфолио: включает в себя материалы и оценку/самооценку достижения целей, особенностей хода и качества работы с различными источниками информации, ощущений, размышлений, впечатлений и т.п.;

Творческий

-          Проблемно-ориентированный портфолио: включает все материалы, отражающие цели, процесс и результат решения какой-либо проблемы;

Коммуникативный

-          Тематический портфолио: включает материалы, отражающие работу учащегося в рамках той или иной темы.

-           

Социальный

 

 

 




[1] Прутченков А. С., Новикова Т. Г. Портфолио как инструмент осознания собственных целей образования. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 22 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2007/0222-11.htm.

[2] Понятие «портфолио» появилась в Западной Европе в XV-XVI вв. В эпоху возрождения архитекторы представляли заказчикам инженерные разработки и наброски своих строительных проектов в особых папках. Эти документы давали возможность заказчику создать представление о профессиональных качествах потенциального работника.

[3] Большая книга о маленькой школе /Под ред. Т.В.Светенко, И.В.Галковской. – Псков: ПГПИ, 2003. – С.243.

[4] Классификация портфолио. Английское Министерство образования (www.ucal gary.ca/~bartktt/etypes.html)

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий