О профильном обучении. Зыль С.Т.

7 мая 2014 -



 

Современная  школа  должна  формировать потребность в непрерывном самостоятельном творческом подходе к овладению новыми знаниями, создавать возможности для саморазвития. В современной социально-экономической ситуации, с растущими информационными потоками и высокотехнологичным производством задача  образовательного учреждения подготовить  выпускника, имеющего  базовый уровень образованности, обладающего универсальными способами действия, ключевыми компетенциями и высокими коммуникативными умениями и навыками.

Профильное обучение, по мнению Г.П.Логиновой [1]ставит учащихся в условия ранней профессионализации и специализации знаний. Учащимся приходится делать вынужденный выбор элективных курсов уже в IX классе на этапе предпрофильной подготовки. Без научного обоснования и методического обеспечения процесса психологического сопровождения все эти обстоятельства могут привести к неравномерности интеллектуального и личностного развития подростков.

Кроме того, общество в лице родителей и учителей предъявляет ребенку противоречивое требование включиться в процесс профессионализации, совершенствоваться в одном направлении и в то же время обладать универсальными знаниями, значительным набором личностных качеств, широким кругозором, обилием интересов.

Учитывая вышеперечисленные проблемы профессионального самоопределения, в частности выбора предпрофильных курсов и профильного обучения, необходимо понимать, что суть предпрофильной подготовки заключается в ознакомлении ребенка с наибольшим количеством различных профессиональных сфер, для того чтобы он осуществил «профессиональные пробы» и «пробы выбора профиля»[2]. И чем обширнее будет опыт предпрофильной подготовки, тем успешнее будет осуществляться выбор профиля и дальнейшее профессиональное самоопределение.

Одна из целей профильного обучения – способствовать профессиональному самоопределению школьников. Существует большое количество методов профессиональной ориентации: информационно-справочные, просветительские; профессиональной психодиагностики и т.д.

Специфика профессиональной ориентации и сопровождения процесса профессионального самоопределения школьника во многом зависит от модели профильного обучения, которую выбрала школа[3].Модель профильного обучения выбирается в соответствии с ресурсами школы, ее месторасположением. Эти предпосылки определяют количество профилей школы и предпрофильных курсов.

При организации профильного обучения важно учитывать возрастные особенности учащихся. Так, в IX классе осуществляется предпрофильная подготовка, призванная содействовать самоопределению подростков после завершения основного общего образования и являться подготовкой к выбору профиля. Однако школьникам приходится осуществлять выборы предпрофильных курсов уже в начале IX класса. Учитывая периодизацию Д.Б.Эльконина, в основе которой лежат представления о сензитивности отдельных периодов детского развития к определенному типу воздействий, следует отметить, что профессионально-учебная деятельность приобретает статус ведущей лишь к концу подросткового возраста, не говоря уже об индивидуальных особенностях каждого подростка. К сожалению, даже не все одиннадцатиклассники готовы к осуществлению хотя бы предварительного (на уровне профиля) профессионального выбора.

 

В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций:

 

- ценностно-смысловая – готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;

 

- общекультурная – осведомленность обучающегося в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества, отдельных народов культурологических основах семейных, социальных, общественных явлениях и традициях, роли науки и религии в жизни человека, их влиянии на мир, эффективных способах организации свободного времени;

 

-учебно-познавательная – готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности: целеполаганию, планированию, анализу, рефлексии, самооценке учебно-познавательной деятельности, умению отличать факты от домыслов, владению измерительными навыками, использованию вероятностных, статистических и иных методов познания;

 

- информационная – готовность обучающегося самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

 

коммуникативная – включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, предусматривает навыки работы в группе, владение различными специальными ролями в коллективе. Обучающийся должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и. т.д.;

 

социально-трудовая – владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении;

 

личностного самосовершенствования – готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.
В рамках реализации федеральной Концепции профильного обучения наиболее эффективным способом решения проблем доступности и качества образования является удовлетворение индивидуальных образовательных возможностей учащихся.

 

Позиция ЮНЕСКО по поводу современного качества образования зафиксирована в отчете «Образование: сокрытое сокровище», подготовленном для ЮНЕСКО международной комиссией по образованию для  XXI века под председательством Жака Делора.

 

Комиссия рассмотрела явление образования в течение всей жизни человека как базирующееся на четырех основаниях:

·        «Учиться знать» подразумевает, что обучающийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы

·        «учиться делать» фокусируется на практическом применении изученного

·         «учиться жить» вместе актуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое общество

·        «учиться быть» акцентирует умения развивать свой потенциал, необходимый индивиду.

Таблица 1

 

Технология профильного обучения

Приоритетная педагогическая задача

Предполагаемый результат

Информационные, развития критического мышления, анализа конкретных ситуаций

Организация работы с потоками информации, развитие мышления

Информационная и языковая компетентности – «знать»

Организация группового взаимодействия, организация дискуссии и др.

Организация группового взаимодействия

Социальная компетентность – «жить вместе»

Организация самостоятельной работы, оценки достижений, самоконтроля, самообразовательной деятельности

Развитие субъектности и самостоятельности

Личностная компетентность – «быть»

Организация проектной, творческой и учебно-исследовательской деятельностей

Организация продуктивной образовательной деятельности

Предметно-практическая компетентность – «делать»

 

 

Профильное обучение рассматривается как особый вид дифференциации и индивидуализации обучения: форма организации учебной деятельности старшеклассников, при которой учитываются их интере­сы, склонности и способности, создаются условия для максимального развития учащихся в соответствии с их познавательными и профессиональными намерениями.

Профиль – комбинация (сочетание) базовых, профильных и элективных курсов, отвечающая общим рамочным требованиям.

Базовые общеобразовательные курсы – курсы, обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения.

Профильные общеобразовательные курсы – курсы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения.

Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы выполняют три основные функции:

· выступают в роли «надстройки», дополнения содержания профильного курса;

· развивают содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. Это позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку;

· направлены на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека, выходящих за рамки выбранного им профиля.

Профильному обучению предшествует предпрофильная подготовка, осуществляемая в основной школе. Ее цель – выявление интересов, проверка возможностей ученика на основе широкой палитры небольших курсов, охватывающих основные области знания, позволяющие составлять представление о характере профессионального труда людей на основе личного опыта.

Компонентом предпрофильной подготовки является профильная ориентация как специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных классах старшей школы, в учреждениях профессионального образования. Профильная ориентации предполагает работу по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом. Подготовка учащегося к ситуациям выбора профиля обучения осуществляется поэтапно.

1. Пропедевтический этап (при завершении обучения в 8 классе) – выявление образовательного запроса учащегося.

2. Основной этап (период обучения в 9 классе) – моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе, и принятия решения в различных образовательных ситуациях.

3. Завершающий этап (при окончании 9 класса) – оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе.

На этом этапе учащимся и их родителям предлагается выстроить индивидуальную модель реализации образовательного заказа на профильное обучение, которая предполагает выстраивание профиля с выбора будущей профессии (или специальности) и определением соответствующих образовательных программ (см. рис.1).


 

 

Рис. 1. Индивидуальная модель реализации образовательного заказа на профильное обучение

 

В конце июня учащиеся пишут окончательные заявления о форме и содержании учебного процесса на третьей ступени обучения. Эти заявления и становятся своеобразным «отправным пунктом» для формирования индивидуальных образовательных траекторий каждого учащихся, включающей несколько уровней:
1) предметы учебного плана – базового и профильного уровней, которые выбрал учащийся;
2) элективные курсы – программы школьного компонента учебного плана, определяющие обновление содержания на старшей ступени обучения, которые также выбирает учащийся.

Для более полного удовлетворения образовательных запросов родителей и учащихся при организации профильного обучения используются возможности системы дополнительного образования детей.

Для эффективности организации профильной ориентации должны быть использованы ресурсы социокультурной среды, учреждений профессионального и дополнительного образования, позволяющие раскрыть перед учащимися потенциал внешкольного образовательного пространства.

 

Профильное обучение должно:

· быть нацелено на развитие школьников, на формирование их профессиональных устремлений;

· иметь деятельностный, продуктивный характер;

· обеспечивать интеграцию образовательного процесса с реальной действительностью, социумом;

· отличаться вариативностью;

· обеспечивать индивидуализацию и дифференциацию образования;

· быть ориентированным, как на потребности личности, так и на потребности рынка труда.

 

Чтобы обеспечить реализацию возможностей каждого ученика, необходимо найти такие формы организации учебных занятий и их сочетание, которые позволяли бы выпускникам школы самостоятельно действовать в ситуациях, поставленных перед ними:

· овладеть элементарными навыками по самопроектированию, самореализации и рефлексии;

· овладеть коммуникативной деятельностью по само и взаимопомощи;

· овладеть основами творческой деятельности;

· овладеть способами составления проектов программ.

В процессе создания модели реализации профильного обучения возрастает актуальность сохранения здоровья детей.

 

В связи с этим должна быть поставлена задача формирования комплексной здоровьесберегающей образовательной среды, что предполагает:

· поддержание здоровьесберегающих условий обучения;

· увеличение часов двигательной активности;

· содействие формированию здорового образа жизни;

· формирование поведенческих навыков;

· содействие социальной и биологической адаптации учащихся, их профессиональному и гражданскому самоопределению.

Данные российских ученых, психологов, а также результаты диагностики, многолетняя практика показывают, что, начиная с позднего подросткового возраста (15 лет), в школьном образовании должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и планов.

 

Настоящий этап развития школы характеризуется существенным обновлением технологий и методик обучения, и поэтому для обеспечения педагогического процесса, ориентированного на профильное обучение на старшей ступени, приоритетными технологиями будут являться технология проектного обучения, модульного обучения, технологии тьюторского сопровождения и др. (см. табл.2).

 

Таблица 2

 

Технологии профильного обучения

 

Ведущие

Сквозные

Исследовательские ( учебное исследование)

Проектные

Технология организации самостоятельной работы (организация учения)

Дистанционные

Балльно-рейтинговая оценка учебных достижений (создание системы стимулирования)

Технология развития критического мышления

Модульное обучение (структурирование содержания)

Проблемное обучение

Кейс-технология (решение допрофессиональных задач, профориентация)

Традиционные, игровые и др.

 

 

 

Список используемой литературы

1. Воронина Е.В. Профильное обучение: модели организации, управленческое и методическое сопровождение. М., 2006.

2. Гильманов Д. Структурные изменения и возможные модели шкoл // Наука и школа Татарстана. 2002. № 8.

3. Каптерев П.Ф. История русской педагогии. СПб, 2004.

4. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., 1983.

6. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников: Книга для учителя и социального педагога / Под редакцией С.Н.Чистяковой, Н.Ф.Родичева. М., 2004.

7. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. М., 2005.

8. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. М., 2005.

9. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. М., 2005.

10. Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы: рекомендации директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образования. М., 2003.

11. Рекомендации по организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях на 2003/2004 учебный год (Приложение к письму Министерства образования РФ от 28.08.2003 № 03-51-156 ин/13-03).

12. Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных планов обучающихся (Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 20.04.2004 № 14-51-102/13).

13. Хейзинга Й. Homo ludens (Человек играющий). М., 2007.

14. Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Педагогика. 2005. № 1.



[1] Логинова Г.П. Психологические аспекты профильного обучения // Психологическая наука и образование. 2003. № 3.

[2] Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Педагогика. 2005. № 1. с. 19–26;13

[3] Воронина Е.В. Профильное обучение: модели организации, управленческое и методическое сопровождение. М., 2006.

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий